Затраты по Nord Stream распределили (газета "РБК daily", 7 ноября 2007)
Затраты по Nord Stream распределили (РБК daily)
Его строительство будет вестись большей частью на заемные средства
7 ноября 2007
Екатерина Цырлина
Компания Nord Stream AG оператор газопровода «Северный поток» раскрыла структуру финансирования строительства морской части газопровода, которая оценивается более чем в 5 млрд евро. По словам управляющего директора Nord Stream Маттиаса Варнига, треть затрат проекта покроют акционеры, остальные две трети будут привлечены с рынка в первом полугодии 2008 года. Аналитики считают привлечение финансирования в таких объемах оправданным, поскольку мировой кризис ликвидности преодолен и наблюдается тенденция к снижению процентных ставок. Кстати, по мнению одного из них, проект может подорожать еще на 600 млн долл., эти деньги могут потребовать себе Эстония и Финляндия.
Nord Stream магистральный газопровод через Балтийское море, который соединит балтийское побережье России под Выборгом с балтийским берегом Германии в районе Грайфсвальда. Вывод на проектную мощность обеих ниток газопровода в 55 млрд куб. м в год намечен на 2013 год. Морскую часть газопровода «Газпром» (51% в компании-операторе) будет строить вместе с германскими E.ON, BASF и нидерландской Gasunie. В настоящее время уставный капитал Nord Stream AG составляет 257 млн швейцарских франков (около 154 млн евро), в следующем году его планируется увеличить до более 1 млрд евро.
Сумма затрат по строительству морского участка газопровода будет уточняться по ходу проведения тендеров, окончательный бюджет будет представлен акционерам проекта в начале 2008 года, сообщил вчера Маттиас Варниг. По его словам, акционеры профинансируют треть затрат, остальные же две трети будут привлечены с рынка. Работа с консультантами привлечения финансирования, которыми выбраны Societe Generalе, ABN Amro и Dresdner Kleinwort, ведется два месяца.
Аналитик ИФК «Солид» Денис Борисов считает привлечение кредитов и займов на строительство газопровода в объеме двух третей от планируемого объема капитальных вложений оправданным. По его оценкам, мировой кризис ликвидности преодолен, наблюдается тенденция к снижению процентных ставок, а нынешнее финансовое положение «Газпрома», по его мнению, позволяет компании привлекать значительные заемные средства.
Вчера стало известно и о том, что начало прокладки газопровода будет отодвинуто на полгода — на июль 2009 года. По словам технического директора Nord Stream AG Сергея Сердюкова, это связано с процессом получения согласования в странах балтийского региона. В то же время расчетное начало поставок газа будет перенесено лишь на два месяца (с 30 сентября на 30 ноября 2010 года). При сдвиге начала прокладки на полгода такого результата планируется достичь за счет использования еще одного судна-трубоукладчика, а также за счет сокращения и интенсификации сроков пусконаладочных работ. Г-н Сердюков также напомнил, что реальный срок прокладки трубопровода может оказаться короче. Один из последних аналогичных крупных проектов — газопровод с норвежского месторождения Ормен Ланге — был введен в строй как раз на два месяца раньше расчетного срока.
Пока перенос сроков начала сооружения Nord Stream не выглядит критическим, отмечает Денис Борисов. На практике при реализации столь масштабных проектов первоначальные прогнозы как по срокам ввода объектов, так и по объему капитальных затрат во многих случаях не оправдываются. Это связано с крайне сложной оценкой всех возможных рисков проекта (начиная от технических и заканчивая правовыми). Из последних примеров можно вспомнить ситуацию вокруг строительства ВСТО (Восточная Сибирь — Тихий океан), сооружение нефтяной трубы БТД (Баку — Тбилиси — Джейхан), разработку Кашагана.
В то же время директор консалтинговой компании East European Gas Analysis Михаил Корчемкин полагает, что проекту может грозить удорожание на сумму до 600 млн долл. Это случится, если Эстония и Финляндия решат ликвидировать шестимильную зону международных вод (по ней в основном и проходит маршрут трубопровода). За работу на своей территории эти страны могут потребовать выплатить им НДС (в Финляндии — 22%, в Эстонии — 18% от стоимости прокладки).