Зачистка в Chrysler (газета "РБК daily", 6 ноября 2007)
Зачистка в Chrysler (РБК daily)
Американский автоконцерн начал принимать жесткие меры
6 ноября 2007
Маттиас Эберле (перевод Александра Полоцкого)
Новый владелец американского автоконцерна Chrysler показал свои острые зубы всего лишь через несколько дней после заключения нового соглашения с автомобильным профсоюзом United Auto Workers (UAW). В конце прошлой недели нью-йоркская инвестиционная компания Cerberus, которая владеет 80% акциями Chrysler, официально объявила о предстоящем сокращении на бывшей американской «дочке» концерна Daimler еще 11 тыс. рабочих мест. Данная коррекция необходима из-за сокращения промышленных мощностей и для улучшения стабильно низких показателей продаж, подтвердили в Chrysler.
Глава Chrysler Роберт Нарделли заявил, что за восемь месяцев, которые прошли с тех пор, когда концерн презентовал в качестве «проекта» новый план санации, «ситуация на рынке драматично изменилась». Степень этой «драматичности» была проиллюстрирована последними данными об объемах продаж: в октябре Chrysler реализовал автомобилей на 9% меньше, чем годом ранее. В тот же день превратился в макулатуру и тот проект санации компании, который разрабатывался еще под руководством ее бывшего владельца, концерна Daimler: количество увольняемых рабочих вместо планировавшихся ранее 13 тыс. теперь значительно превысит 20 тыс. человек. Кроме того, уволено будет почти 40% временных работников. Более 20% сокращенных на Chrysler — члены автомобильного профсоюза UAW, где недавно был утвержден новый договор, который дает концерну миллиардную экономию расходов на зарплату и социальные выплаты рабочим.
Сокращение рабочих мест будет сопровождаться не менее драматичным сокращением производства: прекращается выпуск универсала Dodge Magnum, кроссовера Chrysler Pacifica, кабриолета PT Cruiser, а также родстера Chrysler Crossfire. В связи с этим на пяти американских заводах будут отменены целые смены. По данным The Detroit News, по сравнению с прошлым годом продажи Pacifica и Magnum упали более чем на 30%, а PT Cruiser — на 27%. Двухместная нишевая модель Crossfire так и не смогла завоевать в среде фанатов спортивных автомобилей настоящей популярности.
Жесткость действий г-на Нарделли эксперты отрасли расценивают как явный знак того, что Cerberus дает новый импульс санации всего американского автомобилестроения в целом. До сих пор автостроителям США никак не удается восстановить свои позиции по отношению к Toyota. Японские производители уже захватили примерно 40% американского автомобильного рынка, тогда как «большая тройка» (Chrysler, Ford, General Motors) скатилась в 2007 году ниже уровня в 50%. Г-н Нарделли не считает, что ситуация на американском рынке в ближайшее время пойдет на поправку.
Зачистка в Chrysler оказывает давление и на находящегося в нелегкой ситуации конкурента Ford. В то время как лидер рынка General Motors и Chrysler уже добились перезаключения новых тарифных соглашений с UAW, из всего детройтского трио этого пока не смог сделать только Ford. Согласно сообщениям СМИ, второй по величине американский автомобилестроитель также планирует очередное ужесточение своего плана санации.