Китай плодит миллиардеров (газета "РБК daily", 9 ноября 2007)
Китай плодит миллиардеров (РБК daily)
Китайские богачи догоняют Америку
9 ноября 2007
Евгений Финкель
Количество миллиардеров в Китае растет как на дрожжах и уступает только США, сообщает в своем недавно опубликованном списке самых богатых людей Китая бизнес-портал Hurun Report. По данным аналитиков, в Китае на данный момент проживает 106 человек, обладающих состоянием в более чем миллиард долларов. Возглавляет список китайских миллиардеров 26-летняя Ян Хуэйянь, чья фирма по торговле недвижимостью оценивается в 17,5 миллиардов долларов.
Вдобавок к недвижимости миллиардные состояния принесли своим хозяевам также фирмы, специализирующие на производстве бумаги, электроники, текстиля, молочных продуктов, солнечной энергии, спортивного инвентаря и многих других товаров и услуг. В первую десятку китайских богачей входят две женщины, а значительная часть миллиардеров еще не достигла 45-летнего возраста. Китайских миллиардеров отличает также склонность к благотворительности – так, только за прошлый год наиболее богатые бизнесмены Поднебесной пожертвовали сотни миллионов долларов на нужны образования, здравоохранения и культуры.
По мнению специалистов, данные Hurun Report являются очередным доказательством давно наметившейся тенденции повышения стоимости китайских компаний. Так, на прошлой неделе китайский энергетический гигант PetroChina был оценен в триллион долларов, став тем самым наиболее дорогой кампанией Вселенной, а обслуживающий более 300 миллионов абонентов оператор сотовой связи China Mobile является ведущим участником возглавляемого Google альянса, поставившего своей целью революцию рынка мобильной связи. Многие другие компании сумели значительно улучшить свои позиции благодаря повышению престижа Китая на международной арене и многочисленным проектам, связанным с проведением в Пекине летних Олимпийских игр. «8 из 20 наиболее дорогих компаний мира – китайские. В конце XX века благодаря высокой стоимости фирм, занимающихся высокими технологиями, американцы занимали ведущие позиции в списке владельцев наиболее дорогих кампаний мира, однако сейчас ситуация радикально меняется», – сообщил РБК daily специалист по экономике Китая профессор Дэвид Рейд из Школы бизнеса Университета Сиэтла.
Впрочем, несмотря на свою высокую стоимость и миллиардные капиталы, китайские компании в основном малоизвестны за пределами Поднебесной. Рекордная оценка стоимости PetroChina сигнализирует серьезное изменение восприятия китайских корпораций международным бизнесом, однако в данном случае речь идет скорее об исключении, подтверждающем правило. China Mobile, по мнению профессора Рейда, является ценным брендом, однако это все еще в первую очередь китайский, а не международный бренд. Сложившееся положение вещей не устраивает ни китайских бизнесменов, ни пекинское правительство, и уже в ближайшее время следует ожидать значительного повышения активности крупных китайских компаний на международных – в первую очередь западных – рынках.
Как ожидают аналитики, в будущем китайские гиганты направят свою энергию за пределы страны, покупая фирмы в других странах мира, в том числе в Европе и США, причем целью китайских бизнесменов будут не только промышленные и финансовые компании, но и другие широко известные потребителю бренды. «Вполне возможно, китайские миллиардеры последуют примеры российских олигархов и начнут скупать спортивные клубы», – прогнозирует профессор Рейд. А значит, Роману Абрамовичу стоит задуматься о новых неожиданных конкурентах.