Rolf дает таможне добро (газета "РБК daily", 9 ноября 2007)
Rolf дает таможне добро (РБК daily)
Автодистрибьютор замыкает логистическую цепочку
9 ноября 2007
Денис Лебедев, Санкт-Петербург
Группа «Рольф», лидер российского рынка дистрибуции автомобилей, завершает сделку по покупке контрольного пакета акций петербургского таможенного терминала «Элит-Транс». Детали сделки до ее окончания стороны не комментируют, однако эксперты оценивают стоимость бизнеса терминала в 15 млн долл., отмечая, что главный актив «Элит-Транса» — отношения с таможней, а не его логистические мощности. Этот терминал — одна из двух точек, где в Петербурге совершается таможенная очистка автомобилей, и «Рольф» до недавних пор был одним из крупнейших клиентов «Элит-Транса».
Общая площадь складских модулей терминала ООО «Элит-Транс» — 10 тыс. кв. м; модуля, заявленного в лицензию, — 2 тыс. кв. м. Терминал располагает холодильными рефрижераторными камерами общим объемом хранения 60 кв. м/960 куб. м. В лицензию заявлены четыре камеры объемом 180 кв. м/480 куб. м. Площадь лицензированной открытой площадки — 3,5 тыс. кв. м, всех открытых площадок — 48,3 тыс. кв. м. У терминала есть собственная железнодорожная ветка протяженностью 6 км, в лицензию заявлено 65 м. Площадь постоянной зоны таможенного контроля — 11,5 тыс. кв. м. За терминалом зарезервировано еще 6 тыс. кв. м территории.
В обнародованном вчера сообщении группы «Рольф» говорится о том, что компания уже подписала рамочное соглашение и находится в процессе заключения окончательного соглашения о получении контрольного пакета акций «Элит-Транса», который характеризуется как крупнейший независимый таможенно-складской бизнес в России. Кроме терминала в сделку включается также транспортно-логистическая компания «Смарт-Транс», которой принадлежит 30 автовозов.
Мэри Тарлова, председатель совета директоров «Элит-Транса», сообщила, что «Рольф» после проведения аудиторского исследования бизнеса ее терминала принял решение пригласить нынешний менеджмент к управлению компании, для чего и сохраняет за ними миноритарный пакет, размер которого не сообщается. По ее словам, покупка «Элит-Транса» лидером российской автодистрибуции не будет означать перепрофилирования бизнеса терминала и перехода на обработку исключительно автомобильных грузов. «Элит-Транс» нужен им не для поддержки автомобильного бизнеса, а для развития логистического направления группы», — пояснила Мэри Тарлова. PR-менеджер «Рольфа» Марина Глушкова уточнила, что окончание сделки намечено на следующий год и точная дата пока неизвестна. Сообщать стоимость сделки она отказалась, сославшись на коммерческую тайну.
Эксперты осторожно отзываются о бизнесе «Элит-Транса». «Этот таможенный пост откровенно раздражает власти, так как автовозы, следующие на терминал, загружают малоприспособленное для них Петергофское шоссе. Владельцы продают контроль над «Элит-Трансом» скорее всего потому, что не видят перспектив для его развития — он маленький и зажат со всех сторон, — отмечает Рубен Тертерян, директор Агентства специальных исследований (анализ логистического рынка). — С покупкой этого актива «Рольф» замыкает свою логистическую цепочку по доставке в Россию автомобилей, а по итогам 2006 года, до появления логистического центра группы «Стерх» в Белоострове, на этом терминале растаможивалось до 70% всех машин в городе».
Рубен Тертерян оценивает бизнес «Элит-Транса» без учета недвижимости в 5—10 млн долл. По мнению Colliers International, складская недвижимость компании (около 2 тыс. кв. м) может быть оценена примерно в 1200—1500 долл. за 1 кв. м. Таким образом, весь комплекс может быть оценен в пределах 15 млн долл. «Сейчас большинство машин все еще возится для оформления в Москву, и получение в Петербурге таможенного терминала позволит «Рольфу» сэкономить на логистике», — отмечает Виталий Архангельский, председатель совета директоров группы «Осло Марин», владеющей автомобильным терминалом в петербургском порту.