Беда на всех одна ( журнал "Эксперт online", 8 октября 2008 )
Беда на всех одна ( журнал "Эксперт online", 8 октября 2008 )
Страны Европейского союза ищут собственные пути выхода из глобального кризиса. В отличие от властей США, которые пока ограничивают государственное вмешательство выкупом «плохих» долгов, европейцы предпочли более радикальные меры, вплоть до частичной национализации банковского сектора. А в Германии обанкротившихся банкиров вместо выдачи им «золотых парашютов» предлагают штрафовать.
Али Алиев, специальный корреспондент «Эксперт Online»
Сергей Сумленный, собственный корреспондент журнала «Эксперт» во Франкфурте-на-Майне.
Правительство Великобритании объявило сегодня о пакете мер поддержки для банковского сектора, включающего фактическую частичную национализацию крупных банков. В частности, как сообщило министерство финансов, банки выпустят привилегированные акции, которые готово выкупить государство.
Сумма средств, которые минфин готов направить на выкуп таких акций, составляет 50 млрд фунтов стерлингов – около 64,5 млрд евро. Среди банков, которые согласились на привлечение капитала у государства, – Abbey, Barclays, HBOS, HSBC, Lloyds TSB, Nationwide Building Society, Royal Bank of Scotland и Standard Chartered.
Сообщается, что для программы рекапитализации будет создан специальный фонд, который предоставит указанным банкам капитал первого уровня на сумму 25 млрд фунтов стерлингов (32,2 млрд евро). Такая же сумма будет предоставлена другим банкам, которые захотят участвовать в программе, у которых правительство готово выкупить привилегированные акции или же по их запросу в качестве помощи при увеличении обычного акционерного капитала.
Министерство также сообщило, что Банк Англии намерен предоставить по специальной схеме 200 млрд фунтов стерлингов (257,7 млрд евро) для поддержания ликвидности в банковском секторе. Средства будут предоставляться сроком до трех месяцев.
Данная мера, как заявил премьер-министр Великобритании Гордон Браун, является вынужденной и имеет своей целью укрепление стабильности банковского сектора и доверия вкладчиков, а отнюдь не расширение роли государства в его деятельности. «Чрезвычайная ситуация требует надежных и долгосрочных решений, – сказал Браун, выступивший на пресс-конференции, посвященной правительственной программе финансовой помощи. – Сейчас не время для традиционных решений или устаревших догм, сейчас необходимо осуществить новую инновационную интервенцию, которая затронет самую суть этой проблемы».
По мнению некоторых экспертов, эта помощь хорошо отразится на всей британской банковской системе, поскольку банки смогут получить дополнительный капитал и неограниченный источник ликвидности. Правда, некоторые аналитики уверяют, что банкам придется нелегко даже после того, как они примут государственную поддержку, поскольку в обмен на нее им придется поступиться своей самостоятельностью. Впрочем, министр финансов Великобритании Алистер Дарлинг заявил, что государство намерено ограничить свое участие в деятельности банков исключительно возможностями оказания им помощи. «Мы не говорим о руководстве деятельностью банков, – сказал он. – Банки и дальше будут действовать как коммерческие организации, хотя и в условиях оказания им государством помощи в их реструктуризации».
В то же время аналитики отмечают, что от многих дорогостоящих привилегий банкирам придется отказаться. «Тем банкам, которые примут помощь властей, придется сократить зарплаты и премии для топ-менеджеров, а также дивиденды для акционеров», – считает экономический обозреватель BBC Роберт Пестон. К примеру, в Германии практику выдачи «золотых парашютов» высшему менеджменту проблемных компаний намерены заменить системой штрафов.
Правящая в Германии «большая коалиция» консервативного Христианско-демократического союза (ХДС) и Социал-демократической партии Германии (СДПГ) выступила за принятие закона, накладывающего на наемных топ-менеджеров серьезную финансовую ответственность за возможное банкротство своих компаний: вплоть до штрафа в размере дохода менеджера за последние два года. По мнению немецких властей, ситуация, при которой топ-менеджеры получают огромные зарплаты в хорошие времена, но не несут никакой финансовой ответственности за провал предприятия во время кризиса, недопустима. «Мы не можем мириться с тем, что владелец среднего бизнеса в случае банкротства своей компании теряет последнюю рубашку, а безответственные банковские менеджеры даже в случае серьезнейших ошибок радостно покидают свой пост, захватив с собой выходное пособие с семью нулями», – заявил один из лидеров блока ХДС/ХСС Ханс Михельбах.
Стремительный рост зарплат менеджеров параллельно с сокращением рабочих мест и стагнацией размера реальных зарплат (в этом году уровень средней реальной зарплаты после вычета налогов упал в Германии до 20−летнего минимума и составил 1 320 евро в месяц) давно уже вызывает недовольство [1] среди немецких избирателей. По подсчетам рабочей группы СДПГ, занимающейся данным вопросом, сегодня доход главы компании, входящей в индекс DAX-30, в среднем в 44 раза превышает среднюю зарплату в той же кампании. Несколько лет назад этот разрыв был всего 14−кратным. По подсчетам экономистов из технического университета Карлсруэ и технического университета Мюнхена, исследовавших средние зарплаты топ-менеджеров 330 крупнейших немецких компаний, чьи акции торгуются на бирже, средний доход топ-менеджера в таких компаниях составляет 904 тыс. евро в год. В 29% случаев доход превышает 1 млн евро в год, в 12% – превышает 2 млн евро в год. Среднее соотношение между четко оговоренным заработком и всевозможными бонусами составляет 55:45.
Негодование законодателей вызывает тот факт, что даже в случае финансового краха компании топ-менеджеры могут рассчитывать на закрепленные в их договорах многомиллионные компенсации за потерю работы. Теперь, по мнению депутатов, с этой практикой необходимо покончить, отменив выплату денег по «золотым парашютам» для менеджеров, чьи решения стали причиной банкротства компании, и накладывая на них гигантские штрафы. Лидер парламентской фракции ХДС Норберг Реттген подчеркнул, что в данном случае речь идет не о вмешательстве в дела частных компаний, а лишь о «выполнении изначальной задачи законодателя обозначать границы ответственности в гражданском и уголовном праве. Именно сейчас, в ходе финансового кризиса, становится ясно, что общественный интерес диктует нам привязать доходы менеджеров к долгосрочным экономическим результатам предприятий».
Председатель парламентской фракции СДПГ Петер Штрук с воодушевлением воспринимает позицию партнеров по «большой коалиции» из ХДС/ХСС. «Я рад, что нам удалось так быстро выработать единый законопроект», – заявил Штрук. Единство позиций СДПГ и ХДС в этом вопросе действительно заслуживает удивления. Ранее предложения по введению финансовой ответственности для наемных менеджеров обанкротившихся предприятий выдвигалось правившей до 2005 года коалицией СДПГ и «Зеленых», однако проект был торпедирован находившейся в оппозиции ХДС. Теперь, однако, в поддержку введения ответственности для менеджеров [2] выступает как канцлер ФРГ Ангела Меркель, так и другие лидеры европейских государств. Кроме того, всего через год в Германии состоятся выборы в парламент – а следовательно, все партии кровно заинтересованы в том, чтобы предстать в глазах избирателей защитниками интересов простых людей, особенно если те серьезно недовольны поведением топ-менеджеров.
Правда, при всем желании, на исправление существующего положения понадобится довольно много времени. «Существуют две возможности оформить такие изменения в законодательстве: либо в форме уголовного права, либо в форме гражданского права. Если эти нормы будут нормами уголовного права, то обратной силы они иметь не будут. Однако нынешнее законодательство Германии достаточно широко определяет понятие ответственности менеджера в рамках гражданского права. И тут законодатель может сказать, что он не создает новых норм, а лишь уточняет существующие нормы гражданского права; что то, что он явно запрещает сейчас, было запрещено и раньше. Тогда под действие закона смогут попасть и деяния, совершенные в прошлом. Кроме того, в таком случае гражданский иск против менеджеров смогут подать акционеры, кредиторы и другие заинтересованные лица. Пока сложно сказать, какой путь будет выбран. В любом случае, для того, чтобы принять закон, правительство должно предложить проект на рассмотрение бундестага, он должен пройти три чтения и возможные согласования в комиссиях. Это затянется на несколько месяцев: за какие-нибудь два-три месяца закон невозможно принять», – пояснил «Эксперт Online» партнер адвокатской компании Luther Rechtsanwaltsgesellschaft Райнхард Виллемсен.