Олимпийский резерв ( журнал Эксперт Online, 15 октября 2008 )
Олимпийский резерв ( журнал Эксперт Online, 15 октября 2008 )
Роль государства в инвестиционном процессе Южного федерального округа сегодня гораздо выше, чем в среднем по России. Большинство крупных проектов завязаны на схему государственно-частного партнерства, что пока создает в ЮФО некоторую иллюзию стабильности. Бизнесмены, имеющие интересы на Юге, понимают, что основные риски экономики региона связаны с заморозкой крупных инвестпроектов.
Владимир Козлов, главный редактор «Эксперт Юг»
На прошлой неделе явно успокаивающе прозвучало высказывание теперь бывшего министра регионального развития РФ, а со вчерашнего дня – вице-премьера, отвечающего за проведение Олимпиады, Дмитрия Козака, заявившего, что психологически власти готовы к тому, что финансовый кризис может отразиться на активности инвесторов в олимпийские объекты. В такой ситуации, сказал министр, «или будем искать других инвесторов, или воспользуемся деньгами федерального бюджета». Вместе с тем, по его словам, «буквально позавчера» два стратегических инвестора олимпийского строительства согласились на строительство новых, «довольно дорогостоящих» объектов в Сочи.
Это очень важно сегодня – последовательно реализовывать намеченные планы, убеждая компании, имеющие интересы на Юге, в том, что стратегические планы не подвергаются пересмотру под давлением текущей ситуации и что ЮФО может рассчитывать на тот самый опережающий рост экономики. Само перемещение Дмитрия Козака на позицию главного ответственного за Олимпиаду свидетельствует о том, что на этом фронте сегодня понадобилось кардинальное усиление. Козак был именно тем человеком, который, занимая пост полномочного представителя президента в ЮФО, сумел рекрутировать крупный бизнес для реализации стратегически важных для экономики округа проектов. Его уход с этого поста, а затем и уход с поста южного полпреда Григория Рапоты – человека, продолжившего курс Козака, – заморозил многие договоренности. К примеру, повис в воздухе проект стратегии развития ЮФО до 2025 года, оказался забыт проект создания так называемой корпорации развития Юга России, предполагавший объединение усилий нескольких территорий для совместной реализации крупных инвестпроектов. Фактически речь идет о том, что южное полпредство с назначением на должность представителя президента бывшего генпрокурора Владимира Устинова перестало выполнять функцию входа для инвесторов. Можно не сомневаться в том, что назначение Дмитрия Козака сделано во многом для того, чтобы не только восстановить этот вход, но и сделать его гораздо шире.
Стоит отметить, что в отличие от страны в целом так называемого периода изобилия на Юге по большому счету не было. Было лишь время, когда казалось, что в ближайшие лет семь на повестке дня будет стоять только опережающий среднероссийские темпы рост экономики. Именно от реализации крупных инвестпроектов – прежде всего связанных с Олимпиадой-2014 – зависит правомерность этих надежд. Ведь для большинства региональных компаний Олимпиада 2014 года привлекательна создаваемым спросом на разного рода материалы и услуги. Опасения этих бизнесменов небеспочвенны. Шутка ли, но даже госкорпорация «Олимпстрой» за последний месяц выставляла лоты на строительство олимпийских проектов раз в два-три дня, поскольку до конца года планировала определиться с инвесторами по всем позициям (их более 200). Однако последняя информация о лотах свидетельствует о том, что «Олимпстрой» пересматривает сроки конкурса, – вскрытие конвертов по ряду лотов, судьба которых должна была решиться в начале октября, отодвинуто на две недели. В некоторых же случаях конкурсы объявляются повторно. Это означает, что предложения корпорации не пользуются тем успехом, на который рассчитывали федеральные власти.