За кремлевским рублем ( журнал Эксперт Online, 31 октября 2008 )
За кремлевским рублем ( журнал Эксперт Online, 31 октября 2008 )
Высокий уровень социальных обязательств заставляет власти регионов искать источники долгосрочного рефинансирования бюджетных расходов. Однако сделать это сегодня в рыночных условиях практически нереально. Судьба того или иного региона зависит от того, удастся ли губернаторам договориться с Кремлем.
Галина Щербо, собственный корреспондент журнала «Эксперт», «Эксперт Волга» в Нижнем Новгороде.
Вчера Нижегородская область погасила последний купон (36,625 млн рублей) и остаток основного долга (750 млн рублей) по облигациям второго займа, выпущенного в апреле 2005 года. На этой же неделе региональное правительство определило генерального агента по размещению очередного, пятого по счету облигационного займа. Андеррайтером выпуска пятилетних бондов на общую сумму 2,7 млрд рублей выступит Росбанк. Срок выпуска ценных бумаг будет зависеть от конъюнктуры фондового рынка, пояснили в областном минфине. Но и тянуть с размещением власти не намерены: заем предназначен для погашения дефицита областного бюджета 2008 года, запланированного на уровне 6 млрд рублей.
В общей сумме государственного долга Нижегородской области (5,93 млрд рублей) 89% приходится на облигационные займы. С 2004 года область выпустила четыре займа на общую сумму 9,2 млрд рублей, два из них находятся в обращении, сроки погашения по этим бумагам наступают в 2011 и 2012 годах. По размеру госдолга регион не особенно выделяется среди других субъектов Приволжского федерального округа: у большинства из них обязательства составляют 3−6 млрд рублей. В Поволжье самый высокий показатель госдолга у Самарской области (22,2 млрд рублей) и Республики Татарстан (20,25 млрд рублей). У Самары, в отличие от Татарстана, в структуре долга преобладают займы – 19,8 млрд рублей. Ближайшее крупное погашение по облигациям второй серии на сумму 2 млрд рублей состоится в 2010 году. А в 2009 году область планирует размещение очередного облигационного займа для привлечения более дешевых, по словам губернатора Самарской области Владимира Артякова, денег.
Где взять ресурсы и по какой цене – этим вопросом сегодня озабочены власти во всех регионах. В предыдущие годы размещение среднесрочных займов проводилось прежде всего для улучшения структуры долга путем рефинансирования обязательств – замены более дорогих и коротких банковских кредитов относительно дешевыми облигационными займами. Рост налогооблагаемой базы за счет расширения производства, повышение уровня собираемости налогов, доходы от приватизации госсобственности позволяли региональным бюджетам без проблем обслуживать долг по займам, а также финансировать социальные мандаты и инвестпрограммы. Но сейчас ситуация изменилась: практически все регионы, заявившие о намерении выпустить бонды, используют этот инструмент лишь для покрытия бюджетного дефицита.
Региональные бюджеты, по оценке экспертов рейтингового агентства Fitch Ratings, отличает высокая степень негибкости расходов. Проще говоря, социальная ориентированность при невысоком удельном весе капитальных расходов, которые в среднесрочной перспективе должны обеспечить приток новых налоговых поступлений. Доля таких выплат с каждым годом растет: так, в бюджете Самарской области на 2009 год они увеличатся по сравнению с текущим уровнем с 46% до 50%, в Саратовской области запланированы на уровне 60% бюджета. Замедление темпов промышленного роста в условиях кризиса и снижение, как следствие, доли налога на прибыль заставляют региональные правительства корректировать бюджетные параметры на ближайшие три года в сторону увеличения дефицита.
Кроме Нижегородской области о своих планах по размещению в будущем году облигационных займов объявил еще ряд регионов. Так, Волгоградская область планирует разместить бонды на сумму 1 млрд рублей, Краснодарский край – 3 млрд рублей, Томская область – 2,5 млрд рублей. Оптимизм в отношении таких заимствований разделяют не все власти. «Эксперт Оnline» уже сообщал о том, что правительство Иркутской области отказалось от планов по размещению займа на сумму 8,6 млрд рублей и рассматривает возможность использовать для покрытия бюджетного дефицита краткосрочные и среднесрочные банковские кредиты. В правительстве считают, что кризис на фондовом рынке не позволит сегодня разместить долговые обязательства в полном объеме под адекватный процент.
Главный экономист УК «Финам менеджмент» Александр Осин также считает, что конъюнктура фондового рынка складывается не в пользу областных облигационных займов: рынок стоит, общий объем ежедневных торгов на фондовой площадке РТС не превышает 10 млн долларов, при этом спрос на областные бумаги практически отсутствует. «Облигации стоят под 10−11% годовых, но сделок по ним не совершается», – говорит эксперт. В октябре не было и новых размещений в сегменте субфедеральных облигаций, поэтому сложно прогнозировать будущую доходность этих бумаг. «Рыночных размещений сейчас нет. И о доходности ничего нельзя сказать», – говорит аналитик ИГ «Капитал» Дмитрий Зак. По оценкам некоторых экспертов, она может составить от 15% годовых и выше. Бумаги регионов, которые в такой ситуации не отказываются от выпуска займа, скорее всего, будут выкуплены по договоренности, полагает Осин.
Это предположение подтверждает, в частности, заявление губернатора Томской области Виктора Кресса о том, что региональный заем на сумму 2,5 млрд рублей может выкупить Сбербанк России. Выбор в пользу облигаций объясняется и возможностью использовать эти бумаги в качестве залога по привлечению дополнительного финансирования. Так, размещенные на рынке облигации Краснодарского края и Томской области включены в ломбардный список Банка России.
Нижегородская область намерена использовать различные инструменты для привлечения ресурсов. В октябре этого года Сбербанк РФ открыл региону три возобновляемые кредитные линии сроком на один год с лимитом 1 млрд рублей каждая и ставками по двум из кредитов 12% годовых, по одному – 11,5%. По словам начальника управления общественных связей Волго-Вятского банка Сбербанка РФ Александра Вишнякова, предоставление кредитной линии на таких условиях говорит о том, что банк считает уровень региональных рисков приемлемым. По мнению Александра Осина, коммерческая составляющая финансовых договоренностей региональных правительств с крупными, в том числе квазигосударственными банками начинает уступать политической, которая в процессе рефинансирования регионов в условиях кризиса будет играть все более серьезную роль. По мнению Зака, сейчас регионам стоит рассчитывать только на поддержку из федерального бюджета – в форме прямых субсидий либо покупок облигаций или выдачи кредитов госбанками. Успех в привлечении таких денег будет зависеть от того, удастся ли губернаторам договориться с властью.