Злой кредитор ( газета РБК daily, 17 ноября 2008 )
Злой кредитор ( газета РБК daily, 17 ноября 2008 )
НРК призывает к распродаже активов AiRUnion
Сергей Колобков
Национальная резервная корпорация (НРК) Александра Лебедева, кредитор обанкротившегося авиальянса AiRUnion, выступает против создания на его осколках нового государственного авиаперевозчика «Авиалинии России». Избранный путь не решает проблему погашения многомиллиардных долгов AiRUnion и не ведет к созданию новой жизнеспособной авиакомпании, считают в НРК.
«Оценив причины провала AiRUnion и дезинформировав председателя правительства, Минтранс сделал очередную ошибку, направив усилия правительства на спасение безнадежного проекта через финансовые инъекции, — говорится в сообщении НРК. «При этом к спасательной операции были зачем-то привлечены госкорпорация «Ростехнологии», правительство Москвы, авиакомпания «Атлант-Союз», администрация Красноярского края и аэропорт Внуково», — отмечается в письме.
НРК, которая является держателем облигаций AiRUnion, также поднимает и тему долгов авиаперевозчика. «Порочный круг неплатежей, в котором оказались компании альянса, создает проблемы для других участников рынка: возникает недоверие между авиакомпаниями с одной стороны, и их кредиторами и поставщиками топлива — с другой».
Один из кредиторов, пожелавший остаться неназванным, назвал происходящее наглостью. По его словам, авиакомпании альянса AiRUnion, прикрываясь прокуратурой, уже с 4 сентября перестали платить за авиатопливо. «Если кто-то прекратит поставлять топливо, то прокуратура его обвинит в нарушении прав пассажиров. О долгах, созданных еще господами Абрамовичами (совладельцы AiRUnion. — РБК daily), скорее всего придется забыть», — говорит источник РБК daily, пожелавший остаться неназванным.
В результате кредиторы AiRUnion оказались под ударом, в частности ТД «Топливное обеспечение аэропортов» (ТОАП), которому авиакомпании альянса должны за топливо 3,5 млрд руб. По данным участников рынка, в компании уже прошло 50-процентное сокращение штата сотрудников и ушел почти весь коммерческий отдел. «Компании никто не отгружает топливо без предоплаты, а денег нет. Как следствие, ТОАП теряет рынок», — отмечает один из участников рынка.
Сейчас все тратят кредит в 4 млрд руб., взятый в Банке Москвы под гарантии «Ростехнологий», притока других средств в компанию нет, говорит РБК daily основной собственник НРК Александр Лебедев. Он напомнил, что НРК предлагала свою помощь в создании новой авиакомпании, но ею так и не воспользовались, сославшись на то, что 51% должен быть у государства и участия НРК не захочет мэр Москвы Юрий Лужков.
Единственным решением в сложившейся ситуации, как призывает НРК, была бы ликвидация через банкротство нежизнеспособной структуры AiRUnion и отказ от планов создавать что-либо ее замещающее. Такой выход из ситуации, по мнению НРК, выгоден как государству, которое избежит необходимости расплачиваться по чужим долгам, так и пассажирам, которые вряд ли когда-либо смогут доверять компаниям, связанным с брендом AiRUnion. «Ростехнологиям» и правительству Москвы, не располагающим ни кадрами, ни опытом в сфере авиаперевозок, следует заняться своими непосредственными обязанностями, предписанными законом. В частности, управлением многочисленными предприятиями, испытывающими серьезные трудности, и решением транспортных проблем столицы», — отмечается в письме НРК.
Представитель «Ростехнологий» с пониманием относится к заявлениям Александра Лебедева, который является крупным акционером «Аэрофлота». В то же время в госкорпорации настаивают на установлении цивилизованных отношений на рынке авиаперевозок и устранении преференций для отдельных авиаперевозчиков.