Инерция дорогой нефти ( журнал Эксперт Online, 18 декабря 2008 )
Инерция дорогой нефти ( журнал Эксперт Online, 18 декабря 2008 )
Акционеры Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) утвердили основные параметры проекта расширения нефтепровода, что позволит увеличить его пропускную способность более чем в два раза. Многолетний конфликт владельцев КТК близок к разрешению – Россия, которая долгое время блокировала увеличение мощности этого единственного частного нефтепровода, ссылаясь на экономическую нецелесообразность проекта, пошла на уступки. Правда, падающее потребление нефти в мире и вызванное этим снижение объемов нефтедобычи ставят под сомнение необходимость такого расширения.
Али Алиев, специальный корреспондент «Эксперт Online»
Как говорится в пресс-релизе компании Chevron Eurasia (подразделения Chevron, одного из участников проекта), акционеры намерены выделить 50 млн долларов для финансирования рабочего проектирования с целью последующего принятия окончательного инвестиционного решения. Ожидается, что после расширения проектная мощность КТК увеличится с 28 млн тонн до 67 млн тонн в год (или на 1,4 млн баррелей в сутки). Согласно плану, пропускная способность существующей линейной части нефтепровода будет увеличена за счет строительства десяти дополнительных насосных станций, шести дополнительных резервуаров для хранения нефти вместимостью 100 тыс. кубометров на морском терминале под Новороссийском и дополнительного выносного причального устройства. Проект предусматривает также замену 88 км трубопровода в Казахстане. Реализация первой фазы проекта запланирована на 2011 год, второй – на 2012 год, третьей – на 2013 год.
По словам руководителя Chevron Eurasia Джея Джонсона, которые приводятся в сообщении, «по объему работ данный проект равнозначен строительству нового экспортного трубопровода в этом важном регионе, и его реализация значительно увеличит экспортные возможности ТШО („Тенгизшевройла”) по поставке потребителям нефти, совместно добываемой партнерами на месторождении Тенгиз».
В настоящее время КТК владеет нефтепроводом Тенгиз–Новороссийск общей протяженностью 1 580 км, который соединяет месторождения запада Казахстана с российским побережьем Черного моря. Доли участия правительств-основателей КТК распределяются следующим образом: Россия – 31% (в апреле 2007 года этот пакет был передан в управление «Транснефти»), Казахстан – 19%. Среди частных нефтяных компаний-участников консорциума у Chevron Caspian Pipeline Consortium Company – 15%, Lukarco BV – 12,5%, Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited – 7,5%, Mobil Caspian Pipeline Company – 7,5%, Agip International (NA) NV – 2%, BG Overseas Holding Limited – 2%, Kazakhstan Pipeline Ventures LLC – 1,75% и Oryx Caspian Pipeline LLC – 1,75%. В этом году из КТК вышел Оман, который продал России свои 7% за 700 млн долларов.
В рамках расширения КТК предполагается, что дополнительные объемы нефти будут ориентированы на нефтепровод Бургас–Александруполис, одним из участников которого является Россия.
Напомним, что вчера практически все акционеры КТК подписали меморандум о расширении нефтепровода. Исключение составила британская ВР, которая участвует в КТК через два СП, – ее представитель не принимал участия в подписании меморандума. Отметим, что ВР является единственным инвестором КТК, который не обладает существенными объемами нефти для транспортировки по системе. Поэтому расширение КТК, которое неизбежно потребует от всех участников проекта дополнительных затрат, является для ВР экономически невыгодным. Так, согласно договоренности акционеров КТК, финансирование расширения системы, оцениваемое в 3,5 млрд долларов, должно осуществляться из собственных источников консорциума, ВР же выступает за привлечение внешних заимствований. Впрочем, ВР готова покинуть проект. Вчера было подписано соглашение о выходе ВР из СП Kazakhstan Pipeline Ventures (KPV) и продаже ее доли «Казмунайгазу». А сегодня президент казахстанской нефтяной компании Каиргельды Кабылдин сообщил, что «Казмунайгаз» заплатит за это 250 млн долларов. «Мы полностью достигли договоренности по всем условиям сделки по выкупу доли BP в KPV. Это почти 49,9% за 250 млн долларов, и договор сегодня ожидает подписания», – сказал он.
Как отмечает директор департамента инвестиционного проектирования НКГ «2К Аудит – деловые консультации» Светлана Савченко, акционеры КТК уже давно настаивали [1] на расширении пропускной мощности нефтепровода. Однако решение об этом длительное время блокировала Россия, ссылаясь на экономическую нецелесообразность проекта.
Дело в том, что акционеры КТК являются поставщиками нефти в трубопровод и основную прибыль получают за счет нефтедобывающего сектора. Россия же получает прибыль за счет транспортировки нефти по КТК. В этой связи российские представители настаивали на увеличении тарифа за прокачку нефти по трубопроводу, однако это было невыгодно остальным акционерам консорциума, поскольку их доля в трубопроводном проекте невелика. В итоге увеличение прибыли компаний-поставщиков за счет повышения тарифов КТК не покрыло бы увеличения затрат этих же компаний на транспортировку добытой ими нефти. Таким образом, проект расширения КТК был долгое время заморожен.
Между тем темпы роста объемов добычи нефти в Казахстане требовали увеличения экспортных мощностей. В результате Казахстан, натыкаясь на противодействие России в вопросе расширения КТК, начал искать альтернативные маршруты транспортировки нефти. В итоге в середине прошлого месяца такой маршрут был найден – в ноябре Казахстан и Азербайджан подписали соглашение об основных принципах реализации Транскаспийского проекта (ТКП), который подразумевает создание на территории обеих стран транспортной инфраструктуры. На первоначальном этапе ТКП должен позволить транспортировать 23 млн тонн нефти в год. Аналитик отмечает, что, по всей видимости, именно опасность потерять транзит нефти из Казахстана и заставила Россию пересмотреть свое отношение по вопросу расширения КТК.
Стоит также отметить, что согласие о расширении КТК совпало по времени с решением ОПЕК снизить добычу нефти на 2,2 млн баррелей в сутки, вызванным как падением цен на «черное золото», так и уменьшением потребления нефти и нефтепродуктов во всем мире. При этом Казахстан не останется в стороне от общемировых тенденций. «При 40 долларах за баррель мы удержим добычу, которой сегодня достигли, до хороших времен на финансовом рынке. Но если цена будет падать ниже и нам при этом не будет оказана поддержка со стороны правительства в части предоставления налоговых льгот или преференций, то мы не удержим (объем добычи)», – заявил сегодня Каиргельды Кабылдин, добавив, что в этом случае компания будет вынуждена сократить низкорентабельные и малодебетные месторождения. Глава компании заметил, что объем консолидированной добычи «Казмунайгаза» составляет почти 17 млн тонн в год и речь может идти о сокращении добычи на 500 тыс. тонн в 2009 году.
То есть вполне вероятно, что новые мощности КТК просто нечем будет заполнить, особенно если учесть стремление Казахстана [2] экспортировать нефть еще и в Китай. Впрочем, ни один из аналитиков не решится сейчас предсказать, какой будет ситуация на мировом нефтяном рынке в ближайшие годы. В любом случае у России есть время и возможность воспользоваться мировым кризисом и установить контроль над КТК.