Суда не будет ( газета "РБК daily", 25 апреля 2008 )
Суда не будет ( газета "РБК daily", 25 апреля 2008 )
ЛУКОЙЛ и Petrol урегулировали топливный конфликт
Елена Болдырева
Давний спор между болгарской Petrol и российским ЛУКОЙЛом завершился неожиданным образом. Вчера стало известно, что ЛУКОЙЛ купил у партнера сеть из 75 АЗС и нефтебазы «Илиянци» в Болгарии. Эксперты считают, что стороны нашли наиболее оптимальный вариант для решения конфликта, а российская компания сможет только упрочить свое влияние в регионе.
ЛУКОЙЛ покупает у болгарской Petrol сеть из 75 АЗС на территории Болгарии и нефтебазу «Илиянци» в Софии. Стоимость АЗС оценивается в 156,1 млн евро, нефтехранилище — в 80,9 млн евро, уточняется в сообщении Petrol. Сейчас стороны ожидают одобрения сделки болгарской антимонопольной службой.
Новое соглашение также положит конец давним спорам, возникшим между сторонами о поставках топлива. Около года назад ЛУКОЙЛом был предъявлен судебный иск в адрес болгарской компании, где Petrol обвинялась в систематическом невыполнении обязательств по договору о продаже топлива и товаров, заключенному еще в 2001 году. Согласно документу получаемая прибыль должна была делиться между компаниями в определенном процентном соотношении. Но, по мнению ЛУКОЙЛа, значительная часть средств — в 2,5 раза больше, чем на аналогичных объектах российской компании — списывалась Petrol на накладные расходы и не учитывалась в общей прибыли.
В связи с этим ЛУКОЙЛ потребовал через суд возмещения убытков на сумму около 45 млн евро. При этом судом Софии был даже наложен арест на 99 объектов Petrol в Болгарии, в том числе на 70 АЗС. Судебная тяжба могла бы затянуться надолго. Однако российская компания, по-видимому, сочла более выгодным для себя получить желаемое в виде активов, нежели томиться в ожидании возмещения требуемой суммы путем судебных разбирательств. При этом будет расторгнут прежний 15-летний контракт о поставках и заключен ряд новых договоренностей. В пресс-службе ЛУКОЙЛа не разглашают детали сделки, но подтверждают, что данным соглашением между сторонами аннулируются все взаимные претензии.
Заявленная цена купленных у Petrol АЗС в размере 156,1 млн евро позволяет с уверенностью предположить, что эта сумма не что иное, как общая рыночная стоимость активов, с учетом вычета условной задолженности перед ЛУКОЙЛом. По мнению Дмитрия Лютягина, эксперта ИК «Велес Капитал», судить о том, переплатил ЛУКОЙЛ за приобретенные АЗС или нет, сложно, так как в данном случае неизвестно, что из себя представляют приобретенные активы. Среди купленных АЗС могут оказаться как устаревшие, так и современные, технически оснащенные станции. В зависимости от этого стоимость одной станции может колебаться от 1,25 млн до 3 млн долл.
В любом случае, по мнению экспертов, ЛУКОЙЛ совершил выгодную покупку, учитывая намерение компании наращивать свое присутствие в регионе. Таким образом, компания променяла «сомнительные деньги» на реальные возможности расширения сбытового сектора, считает Тимур Хайруллин, аналитик «АнтантаПиоглобал».
Как отмечает аналитик «ЮниКредит Атон» Татьяна Капустина, проводить судебные тяжбы на чужой территории всегда было несколько проблематично, да и ЛУКОЙЛ в конечном счете мог бы остаться неудовлетворен исходом дела. «Являясь лидером среди российских компаний по количеству АЗС в разных странах, при нынешних выгодных условиях экспорта ЛУКОЙЛ получил от этой сделки гораздо большую выгоду, нежели потенциальные 45 млн евро компенсации», — сказала она.
Покупка нефтебазы «Илиянци», по мнению экспертов, является очередным этапом в укреплении ЛУКОЙЛа на региональном рынке сбыта. Под брендом «ЛУКОЙЛ» в Болгарии работает около 170 АЗС, из них до заключения сегодняшней сделки непосредственно российской компании принадлежало лишь чуть более ста, остальные же арендовались у Petrol.