Наказать не получится ( журнал Эксперт online, 23 июня 2008 )
Наказать не получится ( журнал Эксперт online, 23 июня 2008 )
Операторы сотовой связи не хотят списывать средства со счетов своих клиентов, несмотря на требования судебных приставов. Они не готовы оплачивать проблемы ФССП и своих клиентов из собственных карманов. Судебные приставы, ссылаясь на российское законодательство, подтверждают свое право воздействовать через компании мобильной связи на россиян, не желающих добровольно выполнять судебные решения по выплате долгов.
Евгения Новикова, специальный корреспондент «Эксперт Online»
Согласно заявлениям Федеральной службы судебных приставов (ФССП), списанные со счетов нарушителей – абонентов сотовой связи деньги будут направлять в счет уплаты долга. В результате клиент-должник окажется без телефона. Правда, в ФССП такие далеко идущие последствия отрицают: служба не намерена блокировать телефоны. Только деньги спишет…
Упрямство и разгильдяйство
Оказывается, вступивший в силу 1 февраля 2008 года закон об исполнительном производстве позволяет налагать взыскание на любые имущественные права должников, если те не желают исполнять судебные решения. В России исполняется лишь 52% судебных решений, фигуранты остальных 48% жестоко поплатятся за упрямство.
ФССП может налагать взыскания не только на имущество, но и на имущественные права должников: банковские счета, выплаты за аренду жилья, пользование сотовой связью и спутниковым телевидением, билеты на поезд или самолет – так считают в ФССП. Их подход понятен: более трети россиян за последние два-три года взяли в банках кредиты. Всего они должны около 3 трлн рублей — это 15% активов банковского сектора. Эти цифры приводят «Ведомости». По данным ЦБ, физлица к 1 января 2008 года просрочили 95,47 млрд рублей — на 90% больше, чем год назад. Еще 178 млрд рублей граждане задолжали по кредитным картам. А это на 15% больше, чем в 2007 году. Однако достоверное число выяснить невозможно: многие брали по нескольку кредитов, что-то возвращено, что-то нет. К тому же в обществе царит непозволительное непослушание: согласно опросу общественного мнения, невозврат кредита считают преступлением 15% российских респондентов. Таковы данные Национального агентства финансовых исследований.
Российские СМИ напоминают, что с февраля 2008 года, когда вступил в силу закон об исполнительном производстве, судебные приставы провели немало громких акций. Так, они совместно с ГИБДД останавливали автомобили должников и арестовывали различные детали автомобиля (запасные колеса, автомагнитолы). Позже тем, кто не хотел выплачивать долги по судебному решению, ФССП начала ограничивать выезды за рубеж – по оценке самих приставов, очень эффективная мера. С начала 2008 года на границе за неоплаченные долги были остановлены и отправлены домой 7 тыс. 996 граждан, имеющим задолженность по решениям судов в общем размере 4 млрд 598 млн 223 тыс. рублей, пишет «Интерфакс». После этой акции задолженность в общем размере 62 млн 89 тыс. рублей погасили 478 человек.
Протест связистов
Операторы сотовой связи не рады таким перспективам: абоненты явно не будут счастливы, если телекоммуникационные компании станут своего рода посредниками между силовой структурой и гражданами, пусть даже нарушителями.
Пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая заявила «Эксперту Online», что этот оператор не собирается взаимодействовать с судебными приставами в реализации такой схемы. «МТС сотрудничает с органами власти, в том числе и с ФССП, в рамках действующего законодательства. При этом компания не заключала договоров с ФССП о списании средств с лицевых счетов абонентов в пользу третьих лиц и не планирует заключать такие договоры», – указала она.
В «Билайне» уверены, что в законе об исполнительном производстве не прописана продвигаемая ФССП схема. Как сообщила «Эксперту Online» Екатерина Осадчая, пресс-секретарь ОАО «Вымпелком», в компании считают, что «существующее законодательство не предусматривает такой схемы в случае с мобильным оператором».
Она пояснила: «В соответствии со ст. 75 ФЗ «Об исполнительном производстве» в рамках исполнительного производства взыскание может быть обращено на имущественные права, принадлежащие должнику. Договор об оказании услуг связи «Билайн» по своей правовой природе является договором возмездного оказания услуг. В соответствии с пп. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель (оператор) обязуется по заданию заказчика (абонент) оказать услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Право абонента обратиться за возвратом неиспользованного остатка аванса, предусмотренное Правилами оказания услуг подвижной связи и абонентским договором, не может считаться имущественным правом, пригодным для обращения на него взыскния по долгам абонента. Право абонента на получение суммы неиспользованного аванса, а следовательно, и обязанность оператора выплатить эту сумму возникает только после обращения абонента с соответствующим требованием. Законодательство не предусматривает, что право на получение остатка аванса может возникнуть по иным основаниям, отличным от заявления соответствующего требования абонентом. Таким образом, при отсутствии обращения абонента с требованием вернуть остаток аванса у оператора не возникает обязанность возвращать аванс ни самому абоненту, ни, тем более, третьим лицам». Впрочем, «Билайн», конечно же, рассмотрит все предписания судебных приставов, когда таковые будут получены.
Юристы полагают, что в случае запуска этого механизма резко возрастет отток судебных исков к компаниям –операторам сотовой связи. Ведь средства на абонентском счете принадлежат уже оператору, поэтому такие взыскания незаконны и должны оспариваться в суде. «Если деньги будут списаны со счета человека в пользу выполнения судебного решения, то любой абонент может подать на сотовую компанию в суд. Поводов для иска может быть миллион. Во-первых, человек может заявить, что эти деньги на его телефон были перечислены как раз с целью ведения бизнеса, чтобы заработать денег на погашение долгов. А во-вторых, абонент элементарно может предъявить сотовой компании иск за невыполнение обязательств по договору. То есть он деньги перечислил за оказание услуг по предоставлению связи. Он выполнил свои обязательства по договору, а компания, отдав деньги судебным приставам, свои обязательства не выполнила. Значит, есть стопроцентный повод для судебного разбирательства», – так прокомментировал ситуацию прессе Андрей Князев, глава коллегии адвокатов «Князев и партнеры».
Бесплодные усилия
Намерениям ФССП не суждено сбыться, заявил Дмитрий Янин, председатель Международного общества потребителей. Как пояснил он «Эксперту Online», счет, на который пользователи сотовой связи направляют деньги, принадлежит не абоненту, а компании. С какой стати компания, предоставляющая услуги, будет расплачиваться своими деньгами за клиентов? «По предоплатному плану, эти деньги не являются собственностью абонента. Вы активировали карту, вы завели деньги на счет – это уже не ваши деньги. На что приставы налагают арест? Это собственность компании, а не банковский счет физического лица, не недвижимость, не акции и не облигации. Точно так же обстоит дело и с деньгами, полученными компаниями в счет оплаты за авиабилеты – это деньги авиакомпании», – отметил он. Компании – сотовые и авиа — – в случае получения запроса от ФССП будут отвечать, что не имеют денег, принадлежащих данному физическому лицу.