Стоящий порт ( журнал Эксперт online, 19 августа 2008 )
Стоящий порт ( журнал Эксперт online, 19 августа 2008 )
Более двухсот докеров-механизаторов и работников складской группы Туапсинского морского торгового порта (ТМТП, крупнейшая стивидорная компания порта «Туапсе»), который принадлежит Новолипецкому металлургичесмкому комбинату, с прошлой недели не выходят на работу. Из-за этого с 13 августа и по настоящее время ТМТП ведет погрузочно-разгрузочные работы не в полном объеме.
Александр Попов, специальный корреспондент «Эксперт Online»
Сами работники подчеркивают, что не бастуют. А ждут, когда руководство порта исполнит решение Туапсинского городского суда, которое вступило в силу 29 июля текущего года. Оно обязывало ОАО ТМТП произвести перерасчет и выплату в пользу работников предприятия зарплаты за работу в ночную смену. Суд решил, что до ноября 2007 года в порту неправильно исчислялась доплата за работу в ночные часы и обязал администрацию ТМТП выплатить портовикам недополученные ими деньги. Судом были установлены также факты длительного и массового нарушения администрацией порта трудовых прав работников компании по удержанию и невыплате зарплаты. Тем же судебным актом была возложена обязанность на руководство компании произвести пересчет и выплату заработной платы за весь период действующего нарушения.
Как сообщает газета «Ведомости», доначисления составляют в среднем 6 тыс. рублей в год на человека. В профкоме ТМТП считают, что перерасчет должен быть произведен за последние 15 лет на 800 работников (всех, кто выходит в ночную смену). Общая сумма составляет 72 млн рублей. Накануне забастовки председатель профсоюзной организации порта Дмитрий Абрамов сообщил SeaNews, что работники предупредили работодателя в соответствии с нормами ст. 142 ТК РФ: если не будут предприняты какие-либо действия администрацией предприятия по исполнению решения суда, они приостанавят работу до момента погашения задолженности и выплаты им заработной платы (эта статья разрешает работнику в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней приостановить выполнение работы на весь период до выплаты задержанной суммы).
В администрации ТМТП поведение работников объясняют по-другому. Еще в пятницу пресс-служба порта распространила релиз, в котором сообщила, что «радикально настроенные представители работников смогли убедить большую часть докеров-механизаторов ТМТП, что они имеют право не выходить на работу из-за невыплат, и докеры приостановили свою производственную деятельность». Но докеры, приостановившие деятельность, отмечается в пресс-релизе, неправильно истолковали и, как следствие, нарушили положения трудового законодательства РФ. «Чтобы предприятие стало должником по выплате зарплаты перед работником, деньги сначала должны быть начислены. И если начисленные средства работник не может получить, только в этом случае работу можно приостанавливать на законных основаниях. Но самого начисления в порту еще не произошло», – сказано в пресс-релизе. На этом основании администрация ТМТП квалифицировала невыход на работу как дисциплинарный проступок, за совершение которого работодатель имеет право применить взыскания и наказания за прогул персонально к каждому докеру, прекратившему работу. Сегодня же пресс-служба порта сообщила, что 15 августа Туапсинской транспортной прокуратурой было вынесено представление председателям первичных профсоюзных организаций ТМТП об устранении нарушений трудового законодательства, связанных с приостановкой работы части сотрудников порта.
В то же время администрация ТМТП признает нарушения в начислении доплаты работникам порта за работу в ночную смену до ноября 2007 года и заявляет о готовности производить перерасчет зарплаты и выплату соответствующих денежных сумм. Но, подчеркивают здесь, перерасчет будет сделан на основании заявления работника в соответствии с установленными нормами и правилами поэтапно. Полностью долги предприятия перед портовиками администрация обязуется погасить до конца текущего года. Причем выплата денежных средств работникам будет производиться с одновременным начислением денежной компенсации с учетом ставки рефинансирования Центробанка РФ за каждый день задержки. Однако соответствующее предложение администрации ТМТП по принятию такого механизма выплат было отвергнуто представителями работников порта, говорится в пресс-релизе порта. В профкоме же сообщили, что выйти на работу докеры согласятся после того, как каждому портовику со стажем работы в ТМТП более трех лет единовременно выплатят 20 тыс. рублей.
ТМТП является оператором морского порта Туапсе, входящего в пятерку крупнейших в России. Его общий грузооборот превышает 20 млн тонн грузов в год, в том числе по нефтепродуктам – более 14 млн тонн, по сухим грузам – 5,5 млн тонн. Порт является глубоководным с круглогодичной навигацией и специализируется на перевалке нефтеналивных грузов, угля, руды, черных и цветных металлов, сахара и др. (в отличие от порта в Таганроге, который не является глубоководным). К порту выходят грузопотоки центральных и южных регионов европейской части России, Урала и южной части Западной Сибири. Основными экспортерами и импортерами грузов являются страны Средиземноморского бассейна, Западной и Северной Европы, Ближнего и Среднего Востока, Индия, США и Канада. Поскольку основным акционером предприятия является НЛМК, то от забастовки (как бы она ни называлась) страдает именно это предприятие и его контрагенты. По оценке экспертов, перебросить перевалку металлов в порт в Таганроге будет сложно из-за геологических особенностей предприятий. «Возникновение тех или иных сложностей для акционера порта будет зависеть от времени простоя ТМТП. Если этот процесс затянется, то есть риск, что НЛМК не сможет выполнить все обязательства перед своими клиентами или же ему придется пользоваться другими портами, идя на дополнительные издержки. Ущерб здесь рассчитать сложно, однако, скорее всего, компания постарается быстро найти компромисс с работниками, так что он будет несущественным», – отмечает аналитик инвесткомпании «Финам» Владимир Сергиевский.
Акция, предпринятая докерами, уже привела к потерям. Причем от забастовки пострадала железнодорожная монополия — ОАО «Российские железные дороги». Впрочем, это можно было спрогнозировать: единственным способом вывоза грузов из порта в Туапсе является железная дорога. РЖД сообщили сегодня о срыве графика железнодорожных перевозок угля на экспорт. По данным компании, в настоящее время на подъездных путях порта в ожидании выгрузки простаивают 12 составов с углем, три состава с черными металлами и один состав с зерном. РЖД отмечают, что в связи с простоем вагонов и потерей объемов перевозок грузов, запланированных в адрес порта Туапсе, компания несет серьезные материальные потери (из-за выплат неустоек). Кроме этого, приостановка работы портовиков Туапсе привела к срыву графика вывоза экспортного угля с предприятий Кузбасского угольного бассейна.
Это не первый трудовой конфликт в ТМТП. За минувшие годы докеры проводили забастовки несколько раз. Так, в апреле прошлого года докеры выступили с требованием увеличить постоянную составляющую зарплат и регулярно индексировать ее с учетом инфляции, а также потребовали увеличить тарифные ставки и оклады на 20%. Руководство порта тогда заявило, что требование профсоюза приведет к росту зарплат почти на 35% и вызовет потерю прибыли предприятия. Оно подчеркивало, что рост уровня зарплат сотрудников происходит постоянно. Так, средняя зарплата докера-механизатора в 2004 году была равна 29,6 тыс. рублей, а в 2006−м — 35,3 тыс. рублей. Это почти в четыре раза выше уровня среднего заработка в Туапсе. Профсоюзы не учли и «количество закупленной ТМТП техники, облегчающей труд докеров», отмечали в руководстве предприятия.
Осенью прошлого года более 200 докеров порта начали забастовку [1] с частичной (до 90% рабочего времени) приостановкой работы. Северо-Кавказское управление по урегулированию коллективных трудовых споров вынесло решение о недопустимости проведения акции. Тем не менее забастовка привела к потерям в прибыли порта. В администрации Кубани об этом сегодня говорили прямо: забастовка докеров-механизаторов крупнейшей стивидорной компании Туапсинского порта может привести к значительному сокращению грузооборота ТМТП. Причем в первую очередь это касается перевалки сухих грузов, которую осуществляют докеры-механизаторы. Из-за подобных проблем по итогам 2007 года ТМТП сократил перевалку сухих грузов (уголь, металл и т.д.) на 21%. Примечательно, что перевалка нефтепродуктов, в которой докеры не участвуют, в этой ситуации не пострадает.
Новая акция, стартовавшая на прошлой неделе, показала, что администраци ТМТП так и не научилась договариваться со своими работниками. Подобные конфликты – не редкость для предприятий, подконтрольных Владимиру Лисину. Его часто обвиняют в экономии на зарплатах и жестких условиях труда. Тем не менее, по мнению директора по развитию ИА «Порт Ньюс» Надежды Малышевой, дело не только в Лисине. По ее словам, аналогичные конфликты в порту Санкт-Петербурга (также подконтрольном бенефициару НЛМК) были решены с участием администрации города. Если бы в дело вмешалась администрация Кубани, количество конфликтов в Туапсе заметно снизилось бы.