Чужие грехи ( журнал Эксперт online, 25 августа 2008 )
Чужие грехи ( журнал Эксперт online, 25 августа 2008 )
Госкорпорация «Ростехнологии» не намерена гасить долги AirUnion и обвинила менеджмент альянса в создавшемся кризисе авиаперевозок. «КрасЭйр», головную компанию AirUnion, требуют признать банкротом, прокуратура выносит предупреждение о нарушении прав потребителей, а вице-премьеру Сергею Иванову поручено лично навести порядок.
Али Алиев, специальный корреспондент «Эксперт Online»
«Государственная корпорация «Ростехнологии» считает невозможным гарантировать исполнения накопленных и текущих обязательств авиакомпаний перед контрагентами и пассажирами в рамках летнего расписания», – говорится в заявлении, размещенном на сайте «Ростехнологий». В нем госкорпорация напоминает, что в настоящее время она не является акционером ОАО «Красноярские авиалинии», ОАО «Домодедовские авиалинии» и ОАО «Авиакомпания «Самара„» и, следовательно, не имеет юридических оснований для осуществления финансово-хозяйственной деятельности в этих авиакомпаниях. «По нашей предварительной оценке, все вышеназванные авиакомпании находятся в кризисном финансовом состоянии. Их совокупная кредиторская задолженность превышает 1 млрд долларов. Авиакомпании не способны на сегодняшний день обслуживать накопленную задолженность, а также поддерживать текущую производственную деятельность. Основными проблемными вопросами помимо финансовых являются стратегия развития, управление и кадры, безопасность полетов, состояние авиационного парка, техническое обслуживание. Вынуждены констатировать, что акционеры и менеджмент авиакомпаний не выработали адекватную программу антикризисного управления и не предприняли эффективных мер для устранения массовых задержек рейсов», – отмечается в заявлении.
Фактически это прямое обвинение менеджмента AirUnion в создании кризисной ситуации [1], которая сложилась в системе перевозок авиапассажиров альянса. При этом нельзя не отметить, что госкорпорация действительно многое сделала, чтобы исправить положение. Глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов, к примеру, публично давал гарантии некоторым поставщикам топлива, что долги перед ними будут погашены.
Однако, судя по всему, глубже вникнув в положение, в госкорпорации поняли, что виной всему не пресловутый рост цен на авиакеросин и даже не монополизм поставщиков, а целенаправленные действия частных акционеров авиакомпаний по выводу активов. Чем еще можно объяснить, что две другие авиакомпании основного частного бенефициара «КрасЭйр» Бориса Абрамовича – Sky Express и Malev – работают в обычном режиме и исправно платят за топливо?
После такого демарша «Ростехнологий» становится понятно, что судьба AirUnion фактически предрешена. К тому же сегодня представители Арбитражного суда Красноярского края подтвердили, что на 22 сентября назначено рассмотрение по существу иска компании «Ильюшин финанс Ко» (ИФК) о признании «КрасЭйр» банкротом. «Этот иск был принят к рассмотрению в пятницу. Такого рода дела не предполагают предварительных слушаний, поэтому сразу было назначено разбирательство по существу», – сообщила пресс-секретарь суда Валентина Безруких. Напомним, что ИФК подала иск к «КрасЭйр» за неуплату лизинговых платежей. Ранее по той же причине – из-за неуплаты лизинговых платежей – Арбитражный суд Москвы обязал «КрасЭйр» вернуть лизинговой компании два дальнемагистральных Ил-96−300. Иск в Красноярске подан на сумму около 4 млн долларов, а всего «КрасЭйр» недоплатил ИФК более 20 млн долларов.
В свою очередь, Западно-Сибирская транспортная прокуратура внесла «КрасЭйр» и его поставщику авиатоплива, компании «Сибирь Авиа Сервис» (САС), представления об устранении нарушений закона о защите прав потребителей. «В связи с участившимися фактами задержек вылетов рейсов ОАО „Авиакомпания „Красноярские авиалинии““ ввиду отказа топливных компаний в заправке воздушных судов Западно-Сибирской транспортной прокуратурой проведена проверка, в ходе которой установлено, что указанный перевозчик имеет значительную задолженность по оплате авиакеросина перед многими топливозаправочными комплексами аэропортов РФ», – говорится в сообщении пресс-службы ведомства.
Некоторым утешением может служить то, что в настоящее время усилиями Росавиации и «Ростехнологий» ситуация с авиаперевозками нормализовалась и 3,5 тысячи пассажиров, хоть и с опозданием, но все же смогли улететь. Однако, как отмечается в сообщении «Ростехнологий», «нельзя полностью исключить повторения подобной ситуации в будущем». Видимо, поэтому сегодня российский премьер Владимир Путин поручил вице-премьеру Сергею Иванову срочно разобраться с длительными задержками пассажирских авиарейсов. «Обращаю ваше внимание как вице-премьера, занимающегося транспортом, что люди в аэропортах сидят сутками», – сказал Иванову Путин. «Главное – навести там порядок, и как можно быстрее. Прошу вас лично этим заняться», – сказал глава правительства и добавил, что если нужны дополнительные средства для решения проблемы, их нужно немедленно выделить. Сергей Иванов сообщил, что работы по урегулированию ситуации занимается специально созданный штаб. «Штаб ладно. Сами займитесь и наведите порядок», – ответил Владимир Путин.