В поисках «поджигателей» ( журнал Эксперт Online, 19 ноября 2008 )
В поисках «поджигателей» ( журнал Эксперт Online, 19 ноября 2008 )
Генеральная прокуратура России издала указание региональным прокурорам «противодействовать фактам информационных атак на банки». Накануне начались проверки некоторых региональных СМИ на предмет разжигания паники во время финансового кризиса и целенаправленной публикации недостоверной информации.
Али Алиев, специальный корреспондент «Эксперт Online»
Екатерина Тиме,
В целях борьбы с последствиями мирового финансового кризиса в России Генпрокуратура издала указание «Об организации прокурорского надзора в связи с принимаемыми правительством РФ мерами по оздоровлению ситуации в финансовом и других секторах экономики». Согласно документу, предполагается, что региональные прокуроры начнут, в частности, бороться с так называемыми информационными атаками на банки. Исполнение указания находится на личном контроле генпрокурора Юрия Чайки. Как пишет газета «Коммерсантъ», поводом для этой инициативы послужил случай на Дальнем Востоке – вкладчики одного из банков Владивостока получили SMS-сообщения о том, что 8 октября банк объявит себя банкротом. За три дня клиенты сняли с его счетов 2,4 млрд рублей. Похожие истории произошли с несколькими банками Екатеринбурга. Эти инциденты активно освещали региональные СМИ, несмотря на многочисленные просьбы банкиров не публиковать непроверенную информацию и не нагнетать обстановку.
«СМИ усилили панику среди вкладчиков. Их давно пора привлекать к ответственности за то, что они говорят, ведь складывается ситуация, когда опубликованная информация способна подорвать деловую репутацию учреждения»,– заявил изданию заместитель председателя Уральского банковского союза Евгений Болотин.
Некоторые руководители региональных СМИ отчасти согласны с такой постановкой вопроса. «Я пока не слышал об этом. Но как ни странно, я в какой-то степени поддерживаю эту инициативу, но необходимо выработать критерии: где действительно СМИ нагнетается паника, публикуется материал на основе непроверенных данных, а где реальный комментарий компетентного источника», – заявил «Эксперту Online» главный редактор иркутской газеты «СМ. Номер один» Алексей Елизарьев. При этом он подчеркнул, что прежде чем карать и наказывать, надо выработать алгоритм действий СМИ во время финансового кризиса и выбрать, кто будет брать на себя ответственность за решения о злонамеренном поведении СМИ. «У нас существует очень много органов, контролирующих печать, однако когда доходит до дела, когда необходимо точно решить, виновато то или иное СМИ в каком-то своем поступке или нет, некому принимать такое решение», – отметил Елизарьев. «Паника никогда не идет на пользу дела, поэтому СМИ должны внутри себя тоже задумываться над этим вопросом, и если цивилизованно подойти к вопросу контроля в этом направлении, то это будет в плюс», – считает он.
В пресс-службе Генпрокуратуры подчеркивают, что в настоящее время разрабатывается такой механизм оценки и проверки деятельности средств массовой информации. «Мы не осуществляем цензуру, а проверяем достоверность информации. Поэтому было дано поручение, что если подобная информация (например, информационные атаки на банки) еще будет появляться, прокурорам необходимо проверить, откуда СМИ ее взяли».
В свою очередь, депутат Госдумы Роберт Шлегель полагает, что «если у прокуратуры будут подозрения и доказательства, что кто-то публикует заказной материал, необходимо будет возбуждать уголовные дела». По его мнению, заголовки вроде «Россия обесценивается» или слухи о девальвации рубля могут спровоцировать серьезные последствия. Напомним, что именно Шлегель был инициатором поправок в закон «О СМИ» [1], ужесточающих наказание за публикацию ложных сведений. Принятый в первом чтении проект ушел на доработку.
Директор по развитию интернет-портала «Город Киров.Ru» Марлен Измайлов напоминает, что в первые недели развития кризиса люди не имели никакой информации и молчание властей привело к развитию слухов, домыслов и спекуляций на финансовые темы. Возникала масса противоречивых данных о тех или иных банках, которые находятся на грани развала. «Сегодня речи о панике не идет. Наши читатели демонстрируют очень трезвый взгляд на вещи. Могу добавить, что еще две-три недели назад банковские структуры Кирова вышли с инициативой к руководителям СМИ с целью выработать единую информационную политику. Так или иначе, мы стараемся информировать читателей обо всем, что может оказаться важным для их финансовой безопасности. Главное, не оставлять людей в неведении, которое является главной причиной неуверенности и дает возможности для спекуляций», – считает Измайлов.
А главный редактор ИД «Медиа-Юг» Максим Федоров и вовсе уверяет, что журналистам как раз невыгодно самим устраивать информационные атаки на банки. «Себе дороже: заработать на этом вряд ли удастся, а вот лишиться рекламодателя (пускай даже потенциального) – сто процентов», – заявил он «Эксперту Online». «В эти дни коллеги-журналисты, напротив, креативят активнее прежнего, инициируя инфоповоды с участием банков, за которые те готовы платить деньги. Массово проходят круглые столы, главные герои которых – как раз банковские работники, убедительно рассказывающие о своем стабильном положении на фоне всеобщего кризиса, а также о своих продуктах, которые выгодно отличаются от продуктов конкурентов. В выигрыше в итоге оказываются обе стороны – и СМИ, и банки», – отметил Федоров.
Председатель комиссии Общественной палаты по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов Анатолий Кучерена считает заявления Генпрокуратуры о проверке СМИ преждевременными. «У чиновника любого уровня всегда есть желание, чтобы пресса писала исключительно положительные материалы», – отметил председатель комиссии ОП. Кучерена уверен, что пытаться не дозволить журналисту высказать свое мнение по тем или иным вопросам через призму каких-то предписаний – нельзя. Каждый журналист должен сам отдавать себе отчет в том, что он пишет и к каким последствиям это может привести.
Между тем Анастасия Любарская, редактор южного бюро газеты «Ведомости», уверена, что в такой ситуации важно, как само средство массовой информации подходит к подготовке публикуемых материалов. «Крупные федеральные СМИ, как правило, очень тщательно проверяют всю информацию, используя несколько источников для ее подтверждения или опровержения. Поэтому, думаю, федеральные СМИ подобные проверки затронут в меньшей степени», – считает она.
Напомним, впервые об «информационных атаках», которые могут вызвать дестабилизацию социальной обстановки, заявил президент Дмитрий Медведев на совещании с силовиками 7 ноября. «Появлялась информация, что банк „падает”, его положение неустойчиво, – естественно, оттуда изымаются деньги, люди не могут на это не реагировать. Естественно, эти слухи ни на чем не основаны, и впоследствии это приводит либо к рейдерским атакам, либо к попытке положить на лопатки своего конкурента», – говорил президент. «У нас стабильное государство, нам не нужен возврат в 1990−е годы, когда все бурлило и кипело», – подчеркнул он.
Ретивость российской Генеральной прокуратуры, которая принялась срочно разыскивать внутренних врагов, способствующих усилению банковского кризиса, уже вызвала резкое неприятие среди правозащитников. «Заявления руководителя Генпрокуратуры Юрия Чайки о необходимости противодействия неким информационным атакам на банки вызывают у меня закономерный вопрос: кто будет определять, где „информационная атака”, а где информирование граждан о неблагополучном положении кредитного учреждения?» – задается вопросом председатель Комитета по защите свободы слова и прав журналистов Павел Гутионтов. И добавляет, что прокурорских работников никто и никогда этому не учил. «А все попытки учиться чему-то на ходу меня всегда очень тревожат», – отмечает он.
В интервью РИА «Новый регион» Гутионтов напомнил, что если бы два-три месяца назад освещение кризиса носило открытый характер, то это бы уберегло многих людей от скоропалительных решений взять кредит, потратить сбережения на дорогостоящий отпуск и т. д. «Можно прямо сказать, что всем пострадавшим от кризиса людям своевременная информация бы не помешала. И сейчас СМИ обязаны информировать о нарастании кризисной ситуации, массовых увольнениях, девальвации рубля, население должно знать, что его ждет, и к этому готовиться», – говорит эксперт по защите свободы слова и прав журналистов. «Я часто слышал от одного моего знакомого телеведущего цитату о том, что не стоит кричать о пожаре в театре, – продолжает Гутионтов. – Сейчас в стране сложилась такая ситуация, что не информировать публику о начавшемся кризисе значит совершать еще большее преступление, чем сеяние паники. Власти и прокуратуре нужно четко дать понять: не СМИ, не отдельные журналисты спровоцировали мировой кризис, инфляцию и падение уровня жизни. Так за что же их привлекать к ответственности?»