ФАС раскусила розницу ( газета РБК daily, 27 марта 2009 )
ФАС раскусила розницу ( газета РБК daily, 27 марта 2009 )
По мнению ведомства, сети виноваты в росте цен на продукты
Дарья Черкудинова
Выплаты поставщиков ритейлерам вместе с торговой наценкой самих сетей могут занимать до 80% в конечной стоимости товара. К такому выводу пришла Федеральная антимонопольная служба, которая вчера опубликовала исследование о роли торговых сетей в повышении цен на продукты. Чтобы утолить растущий аппетит сетей и при этом получить прибыль от реализации продуктов, поставщики вынуждены поднимать отпускные цены.
Контрольные мероприятия были проведены в торговых сетях «Пятерочка», «О’кей», «Дикси» и «Лента», занимающих около 60% розничного рынка Санкт-Петербурга. В каждой сети ведомство проанализировало не менее 40 договоров с поставщиками за 2005—2007 годы и первое полугодие 2008 года, дополнительно были сделаны запросы еще 16 поставщикам. ФАС интересовали условия поставки молочных и кисломолочных продуктов, хлеба, мяса, колбасы, рыбы, бакалеи, соков и напитков. Проверка показала, что практически во всех договорах поставки содержались требования, нарушающие антимонопольное законодательство.
«Эти результаты имеют универсальных характер, — утверждает автор исследования, начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев. — Это проблема не только рынка Санкт-Петербурга, но и всей страны в целом». По его мнению, исследование ФАС должно поспособствовать скорейшему принятию закона о торговле, который разрабатывается уже около трех лет. Без какого-либо механизма воздействия на розничную торговлю государство не сможет повлиять на рост цен на продукты питания, уверен представитель ФАС.
Нарушением антимонопольного законодательства г-н Нижегородцев называет растущие отсрочки по платежам и бонусную политику ведущих сетей. Если в 2005 году выплаты поставщиков в пользу сетей составляли от 1 до 5% от объема поставки, то в 2007 году выплаты в сети «Пятерочка» достигли 16,5%, в «Дикси» — 14%. В первом полугодии 2008 года выплаты резко выросли по всем сетям, и наибольший рост опять произошел в «Пятерочке» (27%) и «Дикси» (22%). По итогам 2008 года, после выплат поставщиками в пользу сетей годовых бонусов, эти показатели вырастут еще больше, говорится в исследовании. Отсрочка по платежам за реализованный товар практически у всех торговых сетей в 2005 в среднем составляла 21—25 банковских дней, в 2008 году она увеличилась до 45—50 дней, в ряде случаев до 65 дней.
В исследовании приведены данные от конкретных поставщиков. Например, выплаты компании Coca-Cola в пользу сети «Карусель» составили 22% от объема поставок в первом полугодии 2008 года, «О’кей» — 25%, «Ленте» — 33%. Компания «Октава», поставщик бакалеи, заплатила сети «О’кей» 40,4%, поставщик мясных изделий «Главпродуктторг» стал рекордсменом и выплатил «Пятерочке» 57,5% от объема поставок в качестве бонуса.
В сети «О’кей» исследование ФАС оставили без комментариев, связаться с представителями «Дикси» вчера не удалось. Пресс-секретарь «Ленты» Светлана Афанасьева сообщила, что с октября 2008 года ситуация коренным образом изменилась. «В большинстве сетей, и у нас в том числе, идет процесс сокращения издержек, сокращения бонусов», — заверила она. «Все наши действия направлены на то, чтобы предложить покупателям продукты по доступным ценам, несмотря на кризис», — утверждают в X5 Retail Group, куда входит «Пятерочка». В компании говорят, что «Пятерочка» вводит с апреля стратегию «самых низких цен», производителям сеть платит строго в срок и снижает отсрочку платежей сельхозпроизводителям и поставщикам небрендированной сельхозпродукции до 14 дней, отменив им бонусы за вход.
Однако опрос поставщиков, проведенный ФАС, по состоянию на 1 марта 2009 года показал, что тенденция роста выплат сохранилась и в договорной практике этого года. Так, к примеру, рост бонусных выплат по опрошенным поставщикам бакалеи в «Пятерочке» в 2009 году по сравнению с предыдущим годом составил от 50 до 70%. Один из производителей, фигурирующих в отчете ФАС, подтвердил это РБК daily. «Договоры, которые мы получили от сетей на 2009 год, были значительно более жесткими, чем договоры на 2008 год, — сетует он. — И далеко не всем удалось смягчить условия, которые предлагали сети». К примеру, по его словам, минимальная отсрочка, которую предложили его компании, составляла 45 банковских дней.