Мародеры вышли за добычей ( журнал Эксперт Online, 9 апреля 2009 )
Мародеры вышли за добычей ( журнал Эксперт Online, 9 апреля 2009 )
За время кризиса увеличилось количество экономических преступлений. По наблюдениям экспертов и юристов, рейдерские захваты увеличились в разы, а махинации внутри компаний примерно на треть. Предприниматели, пытаясь остаться на плаву и не потерять рынок, экономят на юридической защите, что грозит им остаться вообще без своего бизнеса.
Екатерина Шохина, обозреватель «Эксперт Online»
Юристы и эксперты отмечают рост числа экономических преступлений в период кризиса. Возросло число финансовых краж (присвоений и мошенничеств), совершенных сотрудниками компаний, а также налоговых преступлений, рейдерских захватов.
Динамику роста преступлений конкретно в предпринимательской сфере не отслеживают даже те ведомства, которые с ними борются. Однако, по оценкам главного редактора журнала «Экономические преступления» Юлии Комиссаровой, кризис заметно повлиял на рост преступности в экономике. Уже сейчас можно сказать, что налоговых преступлений стало больше на 20%. Примерно на столько же увеличилось количество внутренних преступлений в компаниях. Эпицентрами экономических преступлений традиционно считаются Москва и Санкт-Петербург, промышленно развитая Пермь, Урал, а также Сахалин и Владивосток, где особенно распространены коррупционные злоупотребления.
Адвокат, управляющий партнер юридического бюро «Падва и Эпштейн» Семен Эпштейн еще более пессимистичен в своих оценках. По его наблюдениям, количество рейдерских захватов в последнее время увеличилось в разы, а пик придется как раз на весну этого года.
Причины роста очевидны. С одной стороны, уволенные или переведенные на более низкую зарплату сотрудники компаний пытаются поправить свое материальное положение и отомстить работодателю путем финансовых краж, продажи коммерческих секретов конкурентам и прочего. С другой стороны, компании нацелены в основном на то, чтобы как-то свести концы с концами и выжить – и в результате ослабляют свою юридическую защиту, контроль за деятельностью своих сотрудников. Пытаясь экономить на всем, чтобы удержаться на рынке, они становятся максимально уязвимыми и для сотрудников-недоброжелателей, и для конкурентов. «Мародеры всегда выходят после боя, когда защита ослаблена», – отмечает Семен Эпштейн. А чтобы как-то выжить и остаться на рынке, они идут на налоговые махинации. «Многие снизили расходы на службу безопасности, сосредотачиваются на путях сокращения расходов, в связи с чем уделяют меньше внимания другим направлениям контроля внутри компании», – говорит Юлия Комиссарова.
При этом в схемах внутренних преступлений нет практически ничего нового. «Например, в страховании и торговле сокращенные и еще работающие сотрудники с урезанными зарплатами продают конкурентам базы данных по своим клиентам, менеджеры отделов закупок и продаж еще активнее используют „откатные” схемы, заключая экономически невыгодные для компании контракты. Работники, часто бывающие в командировках по долгу службы, включают фиктивные расходы в отчеты по командировкам», – рассказывает Юлия Комиссарова.
Налоговые преступления совершаются в основном с использованием обналичивания денег. С фирмой-однодневкой заключается фиктивная сделка на поставку товаров или предоставление услуг, она оплачивается, «однодневка» обналичивает деньги и отдает их клиенту за вычетом процентов за свои услуги.
«Поскольку первыми в кризис пострадали банки, наибольшее количество преступлений происходит как раз в кредитно-финансовой сфере – и со стороны клиентов, и со стороны служащих, и со стороны конкурентов», – говорит старший юрист практики «Арбитраж. Конфликты. Судебные споры» юридической фирмы «Вегас-Лекс» Илья Ищук.
Стала распространена схема «отката», который требует банковский служащий за положительное заключение на предоставление кредита. Причем это относится в основном к хорошим, платежеспособным заемщикам, но иногда сотрудники банка решают свои материальные проблемы и выдавая кредиты тем, кто не сможет их вернуть. В ситуации с банками также часто используется преднамеренное банкротство – с целью вывода активов или рейдерского захвата. Как правило, кто-то из топ-менеджеров банка заменяет активы на векселя фирм-однодневок, в результате чего банк становится банкротом.
Илья Ищук также приводит пример противоправных действий руководителей одного банка перед отзывом лицензии, которые попросили всех своих клиентов – юридических лиц оформить свои депозиты на физических лиц по суммам до 700 тыс. рублей, чтобы те могли получить потом компенсацию от государства.
По словам Семена Эпштейна, рейдерские захваты в кризис связаны с тремя факторами. Один из них – порочность активов. «В условиях кризиса многие начинают применять старые бартерные схемы, когда в счет денежной задолженности передаются активы, инвестиционные площадки, предприятия. Однако любой приобретенный сейчас бизнес или актив может быть весьма рискованным. В результате новый собственник зачастую остается вообще ни с чем», – говорит адвокат. Полученные акции могут принадлежать еще группе лиц, могут также отсутствовать документы по основным сделкам по приобретению акций. Торопясь приобрести с виду интересный актив по низкой цене, покупатель не осуществляет доскональной проверки того, что приобретает.
Другой фактор роста рейдерства связан с ослаблением и порочностью построения корпоративных схем, уходом от налогов, желанием сократить издержки не всегда законным путем. Зная, что руководители компании «мухлюют», их легко прижать к стенке, инициировать правонарушение с серьезными штрафами, что может привести в том числе и к банкротству компании. «Ну и, наконец, в кризис все должны всем по чуть-чуть, если предъявить все такие требования, то можно оставить компанию ни с чем, применив при этом еще и корпоративный шантаж», – говорит Семен Эпштейн.
К сожалению, отмечают юристы, раскрыть и доказать экономические преступления достаточно сложно. «Если преступление причиняет ущерб государству, как, например, неуплата налогов, итог расследования вполне предсказуем. Но когда компания уличает в воровстве или взятках своего сотрудника либо подозревает обман со стороны контрагентов, возбуждать производство по делу и предоставлять доказательства состоятельности обвинений по большей части придется ей самой», – говорит Юлия Комиссарова. Поэтому, советует Семен Эпштейн, компании даже в кризис не должны жалеть денег на юридическую защиту.