Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


iPhone может стать контрабандой в России ("Бизнес-журнал online", 19 июля 2007)

iPhone может стать контрабандой в России (Бизнес-журнал онлайн)

19 июля 2007 года.

Юлия Котова

Корпорация Apple не сможет начать продажу своих новых смартфонов iPhone в России. Московская компания «МД Трейдинг» опередила ее и подала заявку в Роспатент на регистрацию брэнда iPhone. Таким образом, реализация смартфонов, выпущенных Apple, под этой маркой в России может быть расценена как нарушение законодательства.

Американская компьютерная компания Apple выпустила новый смартфон — компактный многофункциональный аппарат, сочетающий в себе три устройства — мобильный телефон, широкоэкранный iPod с сенсорным управлением и устройство для навигации в Интернете. Продажи iPhone начались 29 июня в США.

В этот же день российская компания «МД Трейдинг», оказывающая также юридические и финансовые услуги под брэндом Dok.Finance, подала заявку на регистрацию товарного знака iPhone в Роспатент.

«Мы занимались защитой нескольких международных брэндов и попутно решили проверить марки, которые на слуху, но еще не зарегистрированы в России. Среди них оказалось несколько известных, заявки на регистрацию которых подал «МД Трейдинг», — пояснил коммерческий директор «МД Трейдинга» Ярослав Дубовиков газете «Ведомости».

На рассмотрение заявки уйдет не менее года. В случае если Роспатент одобрит заявку «МД Трейдинг» и зарегистрирует товарный знак и знак обслуживания iPhone для этой компании, Apple не сможет продавать свои смартфоны в России. Даже если американская компания подаст в Роспатент заявку на регистрацию брэнда iPhone от своего имени, предпочтение, согласно российскому законодательству, будет отдано компании, первой подавшей заявку.

Кстати, это не первый конфликт, через который Apple приходится проходить после выпуска iPhone. В декабре 2006 года «дочка» Cisco Systems — крупнейшего в мире производителя в области сетевых технологий — компания Linksys выпустила серию VoIP-телефонов под маркой iPhone. Cisco успела получить права на торговую марку еще в 2000 году, после приобретения компании Infogear, зарегистрировавшей этот знак и продававшей продукты под маркой iPhone еще до начала так называемой «i-эпидемии», вызванной выпуском Apple плееров iPod. К тому времени уже было известно о намерении Apple разработать новый смартфон, который многие предварительно начали называть iPhone. После того как Cisco, опередив «яблочную» компанию, выпустила под этой маркой свои телефоны, на слухах о возможности выпуска смартфона Apple под таким же брэндом эксперты ставили крест.

Тем не менее в январе 2007 года Apple все-таки представила свой новый телефон iPhone. Реакция Cisco последовала незамедлительно. Уже на следующий день компания подала иск в суд, обвинив Apple в несанкционированном копировании и использовании зарегистрированного торгового знака iPhone.

«Новый телефон Apple, без сомнения, является отличным продуктом, но использовать нашу торговую марку без разрешения недопустимо. Существующие продукты iPhone будут быстро меняться. Возможности конвергенции домашнего телефона, сотового телефона, рабочего телефона и персонального компьютера поистине безграничны, и поэтому нам очень важно защитить права на свой брэнд», — говорил тогда старший вице-президент и главный юрисконсульт Cisco Марк Чендлер.

В свою очередь Apple неоднократно обращалась к Cisco за разрешением использовать название iPhone для своей продукции. По словам Марка Чендлера, Cisco начала переговоры с Apple в духе доброй воли, после того как представители Apple несколько раз просили предоставить им право пользования наименованием Cisco iPhone.
И все-таки в феврале 2007 года конфликт по поводу iPhone удалось разрешить вне судебных стен.

Как сообщил «Ведомостям» генеральный директор официального поставщика техники Apple в России Apple IMC Евгений Бутман, Apple и Cisco договорились о совместном использовании брэнда iPhone. В базе данных Всемирной организации интеллектуальной собственности (The World Intellectual Property Organization, WIPO) товарный знак iPhone зарегистрирован на американскую компанию Ocean Telecom Services, которую Cisco связывает с Apple.

Теперь с аналогичной проблемой столкнулся Apple и в России. По мнению экспертов, американской компании, скорее всего, придется выкупать права на свой собственный брэнд у «МД Трейдинг». В ином случае ей грозит штраф в размере до 5 миллионов рублей за использование чужого товарного знака. Кроме того, все новые смартфоны iPhone будут признаны контрафактной продукцией — и следовательно, уничтожены.

Защитить iPhone в России может международная регистрация. Однако, как сообщил «Ведомостям» патентный поверенный из Baker & McKenzie Владимир Шитиков, в поданном заявителем перечне государств, на которые распространяется защита iPhone, Россия не указана, следовательно, даже международная регистрация не сможет воспрепятствовать регистрации брэнда iPhone российской фирмой.

«Возможно, Россию забыли указать, или случилась опечатка, и вместо Ru (Россия) написали Ro (Румыния). Эта ошибка может дорого обойтись Apple, уверенной, что ее брэнд неуязвим и в России. Никаких препятствий для регистрации товарного знака в России у «МД Трейдинга» нет», — подчеркнул Шитиков.

Между тем, как сообщил коммерческий директор «МД Трейдинга» Ярослав Дубовиков, компания готова к переговорам по перепродаже прав на использование товарного знака. Предполагаемую сумму сделки он называть отказался, однако, по мнению экспертов, она будет весьма значительной.

В целом средняя цена переуступки товарного знака на российском рынке составляет 10–20 тысяч долларов, сообщил Владимир Шитиков. За такую сумму были проданы права на торговый знак Diablo, под которым выпускается одна из моделей Lamborghini, российскому представительству Audi. Рекордной суммой сделки по перепродаже товарной марки в России считается приобретение компанией «Автоаудиоцентр» правообладателя брэнда Akai — гонконгской компании Akai Universal. Оно оценивается в 1 миллион долларов.

По словам Дубовикова, вопрос о возможности переуступки заявки на регистрацию товарного знака iPhone будет решаться в зависимости от перспективности развития собственных проектов компании по разработке и производству российской высокотехнологичной продукции.

Как говорится в сообщении «МД Трейдинг», при подаче заявки на регистрацию товарного знака iPhone компания преследовала три цели. Первая — обратить внимание на важность защиты интеллектуальной собственности компании в современных рыночных условиях. 

 «Вторая цель — это коммерческая, которая может выражаться либо в совместном использовании с компанией Apple торговой марки iPhone на территории России (как это сейчас реализовано в США совместно с компанией Cisco), либо в производстве и продаже российских товаров в соответствии с теми классами, по которым подана заявка на регистрацию товарного знака iPhone, — отмечается в сообщении со ссылкой на слова Дубовикова. — Здесь мы открыты для сотрудничества с российскими производителями высокотехнологичной продукции».

Третья цель — показать, что Россия в целом не рассматривается крупными западными компаниями в качестве перспективного рынка для продаж такого рода товаров. «На наш взгляд, это является скорее следствием политического стереотипа, нежели экономической стратегии», — отмечает Дубовиков.

 



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Альберт Эйнштейн

Все с детства знают, что то-то и то-то невозможно. Но всегда находится невежда, который этого не знает. Он-то и делает открытие.

 

Сделать стартовой