ФАС меняет тарифы бесплатно (газета "РБК daily", 31 октября 2007)
ФАС меняет тарифы бесплатно (РБК daily)
«Центртелеком» обязали вернуть деньги
31 октября 2007
Александра Крекнина
Антимонопольная служба велела «Центртелекому» вернуть в бюджет 163 тыс. руб., нелегально полученных с абонентов. Оператор брал с клиентов по 120 руб. за смену тарифного плана, хотя это запрещено законом. Остальные фиксированные операторы уверяют, что не берут денег с клиентов за переход на новый тарифный план, зато сотовые компании и интернет-провайдеры делают это в открытую. Дело в том, что их тарифы не подлежат государственному регулированию, объясняют эксперты.
Тверское управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) постановило, что местный монополист фиксированной связи «Центртелеком» нарушил ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции», и предписало перечислить в бюджет незаконно полученный доход — 163 тыс. руб. Ведомство обнаружило, что оператор брал с абонентов по 120 руб. за смену тарифного плана, хотя это запрещено правилами оказания услуг телефонной связи. В самом «Центртелекоме» ситуацию комментировать не стали.
Независимые юристы подтверждают, что оператор брал деньги с абонентов необоснованно. «Согласно постановлению правительства РФ от 25.07.2007 №477 на взимание платы за смену тарифного плана наложен прямой запрет. Компания может ссылаться на пункты 124 и 125 правил оказания телефонной связи, где говорится, что оператор вправе брать дополнительные деньги за внесение изменений в договор», — объясняет старший юрист «Мегаполис Лигал» Елена Лебедева. Между тем комиссия Тверского УФАС установила, что работы по изменению тарифного плана, внесению изменений в договор и базу данных входят в должностные обязанности сотрудников «Центртелекома» и дополнительных работ компания не выполняет, а значит, дополнительных издержек не несет.
Руководитель арбитражной группы юридической фирмы «Вегас-Лекс» Андрей Корельский сомневается, что «Центртелеком» будет обжаловать решение антимонопольного органа. «Операторы пользуются нежеланием абонентов инициировать судебную тяжбу из-за невысокой цены смены тарифа, но если обобщить цифры по отрасли, то доход компаний за такие услуги получится впечатляющим», — рассуждает он, отмечая, что подобные действия должен пресекать соответствующий надзорный орган — Россвязьнадзор. «На практике реакции с его стороны мы не видим», — сокрушается г-н Корельский.
Другие операторы фиксированной связи уверяют, что не берут денег за смену тарифа. Директор департамента корпоративных коммуникаций «Северо-Западного Телекома» Марина Сухих говорит, что оператор отказался от такой практики с 9 августа, а до этого брал до 130 руб. за выбор тарифа во всех филиалах, кроме петербургского. «В МГТС эта услуга бесплатна, и мы изначально предлагали бесплатный переход с тарифа на тариф», — уверяет пресс-секретарь Московской городской телефонной сети Екатерина Невская. Тем не менее с 1 мая оператор ввел плату за второй и последующие в одном месяце переходы. В МГТС это объясняли тем, что абоненты меняли свое решение по пять-шесть раз в месяц. «И тогда один раз в месяц тариф можно было поменять бесплатно. С 9 августа и эта плата была отменена», — рассказывает г-жа Невская. В департаменте информационно-аналитического обеспечения «Волгателекома» утверждают, что и их компания законопослушна.