В надежных немецких руках (журнал "Эксперт online", 23 октября 2007)
В надежных немецких руках (Эксперт online)
Верховный суд Европейского союза признал «закон о Volkswagen» противоречащим европейскому законодательству, предоставив тем самым другой немецкой компании — Porsche — заветную возможность увеличить свою долю в VW до 50%.
23 октября 2007
Закон о Volkswagen» был принят в 1960 году для защиты от поглощений и переноса производства за пределы Германии. Правительству Нижней Саксонии, где расположена штаб-квартира Volkswagen, закон давал право делегировать в наблюдательный совет двух представителей вне зависимости от размера пакета акций, который находится в собственности федеральной земли. Всего в наблюдательном совете Volkswagen — 20 человек.
При этом закон ограничивал «порог влияния» акционера концерна Volkswagen максимально до 20% независимо от того, каким пакетом акций он владеет. Эта норма была призвана обеспечить ситуацию, в которой ни один из акционеров не смог бы доминировать в концерне.
Конечно, Евросоюзу такой протекционизм не нравился. В 2004 году Еврокомиссия подала иск в Европейскую судебную палату, в котором потребовала признать закон противоречащим положению ЕС о свободном движении капитала, а также частично – о свободном выборе места производства. Прокурор палаты полностью внял аргументам Еврокомиссии. Как и суд.
«Германия не смогла доказать необходимость сохранения такого закона в целях защиты интересов миноритарных акционеров», — говорится в постановлении суда, и это решение не может быть опротестовано.
По немецким законам, компания не обязана публиковать структуру всех своих акционеров. В годовом отчете за 2006 год VW давал такой состав акционеров: частные инвесторы — 35,5%, немецкие институциональные инвесторы — 5,8%, зарубежные институциональные инвесторы — 23,9%. Сообщалось, что сам Volkswagen владел почти 13% акций, но не обладал никакими правами в голосовании.
Германский производитель автомобилей премиум-класса Porsche стал крупнейшим акционером Volkswagen в сентябре 2005 года и до сих пор продолжает наращивать свое участие в акционерном капитале немецкого гиганта. Сейчас он владеет 31% акций.
Собственно в преддверии пересмотра закона Porsche и начал увеличивать свою долю, чтобы контроль над Volkswagen не ушел из Германии.
«Наконец-то с этим пережитком покончено, — заявили аналитики Cantor Fitzgerald, советующей покупать акции Volkswagen. — Теперь Porsche попытается установить полный контроль над VW, что приведет к увеличению прибыльности компании».
Но есть один нюанс. Пресловутый закон не утрачивает своей силы немедленно, поскольку его основные положения (против которых так боролась Еврокомиссия) закреплены в уставе Volkswagen, и они могут быть изменены лишь 80% голосов на общем собрании акционеров. Это означает, что Нижняя Саксония (владеет 20% акций VW), которая выступает за сохранение закона, фактически имеет право вето. Только вот вряд ли она станет спорить с решением Европейского суда.
Porsche же отмене закона только рад. Компания особенно и не скрывала своего желания увеличить свою долю в немецком автогиганте. Вот только за счет кого? Правительство Нижней Саксонии не раз заверяло, что никому не намерено продавать свою долю. Остальные акционеры таких заявлений не делали, но кто они, эти акционеры, толком-то и непонятно.
Интерес Porsche к акциям VW понятен. VW уже многие годы поставляет Porsche комплектующие для трети всех продаваемых им автомобилей. Компании совместно разработали три модели – Cayenne, Touareg и Q7, а также производят гибридные двигатели. И это только основные проекты компаний. Династия также сыграла немаловажную роль во взаимоотношениях VW и Porsche: Фердинанд Пьех, владеющий 13% акций Porsche, по совместительству внук знаменитого Фердинанда Порше — основателя компании, а также создателя первой легковушки Volkswagen. Пьех является главой наблюдательного совета Volkswagen.
Однако главный интерес, связанный с VW, – национальный. Германия более всего боялась отдать свое родное (а главное, прибыльное) в чужие руки. С этой точки зрения решение Европейского суда ничего не меняет. Поскольку в совокупности немецкой стороне принадлежит 51% акций концерна, что исключает «захват» компании жаждущими прибыли иностранцами, чего Германия так боится.
На деле же приход иностранцев в компанию вряд ли бы ее развалил, а беспокойство немецкой стороны связано во многом с чисто психологическим моментом – VW, крупнейший европейский автоконцерн, для немцев своего рода национальное достояние.
У достояния, напомним, немало проблем. То рабочие недовольны, то продажи снижаются – например, за сентябрь в Европе VW продал 260 тыс. машин, что почти на 7% меньше, чем в том же месяце прошлого года. Причем во многом это связано с внутренними проблемами компании (конкуренция брендов VW между собой), так что пресловутый закон – вовсе не панацея от всех бед, следовательно, его потеря не критична.
Как заявил «Эксперту Online» аналитик ИК «Финам» Константин Романов, особой целесообразности в законе не было. Во-первых, он действительно противоречил европейскому законодательству, во-вторых, излишний протекционизм такого типа негативен для компании, т. к. приход зарубежных инвесторов может стать новым драйвером ее развития. По его словам, в экономическом плане разницы в том, кто владеет компанией — немецкий концерн или российский олигарх, нет.
«В целом, отмена закона делает компанию привлекательным объектом для поглощения, за который могут бороться сразу несколько игроков», — заключает аналитик.