Зона привилегий (журнал "Эксперт online", 7 ноября 2007)
Зона привилегий (Эксперт online)
Вчера депутат Госдумы, член комитета по безопасности Николай Павлов обратился к премьер-министру Виктору Зубкову и генеральному прокурору РФ Юрию Чайке с просьбой проверить обоснованность продления индивидуальных таможенных льгот предприятию ЗАО «Автотор», которое занимается сборкой иномарок на территории особой экономической зоны (ОЭЗ) в Калининградской области. Это очередная попытка политиков и чиновников лишить калининградское предприятие преференций на рынке. И скорее всего, они добьются успеха.
7 ноября 2007
Мария Кривых
Пока у автоторовских льгот есть все юридические основания. Хотя 24 мая 2007 года правительство РФ выпустило постановление, отменяющее режим таможенных льгот на крупноузловую сборку, которым в течение длительного времени пользовался «Автотор», сноска к этому документу, напротив, фактически продлевает действие исключительных преференций для этого автосборочного предприятия. Преференции «Автотору» продлеваются на десять лет.
По мнению Николая Павлова, таким образом нарушаются права других российских автопроизводителей. «Мы предполагаем, что в этой ситуации есть нарушение неких принципов в лучшем случае или имеется факт коррупции в худшем случае», – сказал он.
Депутат надеется, что Генпрокуратура наконец разберется в обстоятельствах пролонгации индивидуальных льгот «Автотору» на предмет выявления возможных противоправных лоббистских действий чиновников и представителей бизнес-структур. Также инициатору данного обращения хотелось бы прояснить ситуацию вокруг готовящегося постановления правительства РФ, которое, по его информации, должно с 1 января 2008 года отменить все индивидуальные льготы автопроизводителям Калининградской ОЭЗ. Проект этого постановления прошел согласование в ведомственных инстанциях, однако пока не был направлен в правительство РФ.
На «Автотор» «наезжают» уже не в первый раз, и тому есть объективные причины. Также и у предприятия есть все основания для того, чтобы недоумевать по поводу происходящего.
ЗАО «Автотор» было создано в 1994 году для реализации проекта по сборке иномарок на территории Калининградской области. В 2006 году предприятие выпустило 40,8 тыс. машин. Это южнокорейские KIA, BMW третьей и пятой серий, американские Hummer и Cadillac, а также китайские Chery. За январь–сентябрь 2007 года «Автотор» показал максимальный рост производства автомобилей в России. В процентном выражении это 299,1%, он выпустил 72 276 машин. Для сравнения – «ИжАвто» выпустила за первые три квартала 38 587 автомобилей (рост – 216,2%).
Небольшой экскурс в историю. Еще в 1997 году российское правительство создало в Калининградской области особую экономическую зону (ОЭЗ) ввиду необходимости привлечения иностранных инвестиций в регион, в том числе инвестиций и иностранных автопроизводителей. Одним из условий существования новой ОЭЗ и являлись бессрочные льготы, позволившие «Автотору» заниматься «отверточной» сборкой, не имея никаких обязательств по локализации производства.
Предполагалось, что сэкономленные «Автотором» средства будут использованы на развитие производства. Однако когда в 2005 году вышло правительственное постановление «О промсборке», обязывающее автосборочные предприятия осуществлять полный цикл производственных работ, выяснилось, что калининградский «Автотор» не готов ни к сварке кузовов, ни к их окраске, ни к другим сложным заводским операциям. И даже сейчас, несмотря на успешные показатели, «Автотор» по-прежнему остается «отверточным» производством.
Конечно, многим участникам рынка такие условия, которые ставят «Автотор» в привилегированное положение, не нравятся. Цунами недовольства привилегиями покатилось на «Автотор» как раз после выхода закона о промсборке, который ничуть не помешал «Автотору» существовать на тех условиях, которые были определены еще в прошлом веке.
В результате «Автотор» за последние три года пережил и скандалы между председателем совета директоров ЗАО «Автотор-холдинг» Владимиром Щербаковым и губернатором Калининградской области Владимиром Егоровым, и атаку на предприятие таможенников. И даже письмо, направленное этим летом Михаилу Фрадкову ведущими российскими автопроизводителями в лице Объединения автопроизводителей России (ОАР) с просьбой пересмотреть правила предоставления льгот при ввозе на таможенную территорию РФ автомобилей из Калининградской области. В этом письме руководители КАМАЗа, ГАЗа, «Северсталь-авто», ЗИЛа, «ИжАвто», Национальной ассоциации производителей автомобильных компонентов и группы АвтоВАЗ утверждали, что «разрешение автопроизводителям на территории ОЭЗ осуществлять в течение десятилетнего переходного периода беспошлинный ввоз на таможенную территорию РФ автомобилей, не подвергнутых достаточной переработке, приводит к возникновению недобросовестной конкуренции по отношению к другим российским компаниям, инвестирующим в создание производств с высокой степенью переработки».
Разговоры о недобросовестной конкуренции совершенно справедливы, и с этим соглашаются аналитики. С другой стороны, закон обратной силы не имеет. И вообще непонятно, с чего бы такому производителю, как, скажем, АвтоВАЗ (объем производства которого в разы превышает объем «Автотора», чья продукция находится с «Ладами» в разных конкурентных полях), волноваться о привилегиях «Автотора».
Что до ФТС, то ее претензии выглядят обоснованными. По мнению таможенников, «Автотор» неверно классифицирует таможенную стоимость ввозимых из-за рубежа автокомплектов для своей отверточной сборки. Сотрудники таможенной службы требуют, чтобы платеж проходил как за целый автомобиль, но в разобранном виде, а компания рассчитывает платежи за каждый узел и детали в отдельности, поскольку это обходится дешевле.
Против компании уже было возбуждено 122 дела об административном правонарушении, и прошло уже десять судебных заседаний. На днях начальник правового управления Федеральной таможенной службы России (ФТС) Андрей Струков заявил о том, что ФТС не собирается отказываться от своих претензий к ЗАО «Автотор» на сумму 2 млрд рублей.
Однако на эти невзгоды реакция руководства завода была и остается однозначной – PR и провокация, происки конкурентов. В июле текущего года, комментируя готовящееся постановление об отмене индивидуальных льгот производителям Калининградской ОЭЗ, Щербаков обвинил в инициировании недоброжелательных поправок самарскую группу СОК (в нее входит, в частности, «ИжАвто», которая, как и «Автотор», собирает ряд моделей KIA). «Речь идет о том, что в результате корпоративной войны одна компания, пользуясь своими политическими связями и, скорее всего, крупными деньгами, пытается закрыть своих конкурентов», – отметил Щербаков. По его словам, список тех чиновников, которые, представляя интересы конкурентов, пытались нажаловаться на предприятие во всевозможные инстанции, очень велик.
Нынешнюю инициативу депутата Николая Павлова «Автотор» тоже приписывает проискам конкурентов. Как заявила Regions.Ru официальный представитель «Автотора» Елена Шамаева, данная пресс-конференция, как и обращения к премьер-министру и в Генпрокуратуру, – не что иное, как продолжение давления на «Автотор» со стороны группы СОК. По ее словам, руководители СОКа предложили продать им предприятие и уйти с рынка. Когда им в этом было отказано, тогда и начались активные выступления против «Автотора» в средствах массовой информации, а также проблемы с калининградской таможней, которые, по мнению экспертов, действительно могут быть организованы по команде «сверху». Что не исключено, если учесть натянутые отношения руководства предприятия и администрации области.
Большинство наблюдателей рынка уверены – льготы надо снимать. Вопрос – какими способами. То давление на «Автотор», которое мы видим сейчас, не пойдет на пользу ни заводу, ни инвестиционной привлекательности региона, ради которой уже было принесено столько жертв. «По моему мнению, «Автотору» нужно создать специальные условия, чтобы он отходил от такого вида сборки постепенно. Ошибка была допущена изначально, что преференции бессрочные. Конечно, в будущем от них откажутся, вопрос только как – методом давления или путем заключения новых договоров и соглашений», – заявил «Эксперту Online» аналитик ИК «Финам» Константин Романов.
По его словам, если лишить предприятие льгот прямо сейчас, завод, скорее всего, закроют. Если постепенно – у предприятия будут возможность и время наладить производство бюджетных моделей, постепенно локализуя производство.