Победа за чиновниками ( журнал "Эксперт online", 16 января 2008 )
Победа за чиновниками ( журнал "Эксперт online", 16 января 2008 )
Арбитражный суд Татарстана вчера удовлетворил иск министерства земельных и имущественных отношений республики к ОАО «Нур-Авиа» и признал недействительной сделку по внесению стопроцентного пакета акций ОАО «Авиакомпания Татарстан» в уставный капитал этой компании. Теперь владелец авиакомпании должен вернуть акции в госсобственность республики. Процесс выделения в самостоятельную структуру нижнекамского аэропорта Бегишево, который в конце прошлого года начали республиканские власти, похоже, приближается к завершению.
Евгения Газизова
Конфликт вокруг авиакомпании «Татарстан» продолжается больше двух лет. В январе 2006 года правительство республики внесло принадлежащий ему стопроцентный пакет акций авиакомпании, в которую входят имущественные комплексы Казанского и Нижнекамского авиапредприятий, а также международный аэропорт Бегишево, в новую структуру – компанию «Нур-Авиа». По условиям сделки, в новой компании холдингу «Нур-1», который контролирует известный татарстанский бизнесмен и депутат Госсовета РТ Маннаф Сагдиев, должно было принадлежать 74,99%, а минзему Татарстана – 25,01%. При этом «Нур-Авиа» обязалась обновить самолетный парк и вложить деньги в модернизацию авиаперевозчика.
Камнем преткновения в отношениях между чиновниками и бизнесменом стал международный аэропорт Бегишево. Очень скоро на него нашлись и другие претенденты. В зоне обслуживания этого международного аэропорта находятся Набережные Челны, Нижнекамск, Заинск, Елабуга, Менделеевск и Мензелинск, а также такие крупные предприятия, как КамАЗ, «Нижнекамскнефтехим», «Нижнекамскшина» и ТАИФ-НК. Кроме того, этот актив, доставшийся «Нур-Авиа», имеет хорошие бизнес-перспективы в связи с началом активного развития Нижнекамского промышленного узла и созданием ОЭЗ «Алабуга». Еще в феврале 2006 года, после принятия решения о создании «Нур-Авиа», генеральный директор КамАЗа Сергей Когогин обратился к премьер-министру Татарстана Рустаму Минниханову с просьбой сформировать новые органы управления аэропортом Бегишево и передать его в доверительное управление автозаводу. А еще раньше КамАЗ, «Татнефть» и «Нижнекамскнефтехим» вложили в реконструкцию Бегишево 212 млн рублей. Предложение Когогина получило поддержку республиканского министерства транспорта и дорожного хозяйства, тем не менее акции аэропорта были включены в уставный капитал «Нур-Авиа».
Руководство «Нур-Авиа» сразу приняло решение о сохранении авиакомпании и Бегишево как единого целого. Поэтому в декабре 2007 года вышло постановление правительства республики, в котором региональному минзему было поручено обеспечить возврат 100% акций авиакомпании в госсобственность. В качестве причины такого решения назывались невыполнение «Нур-1» принятых на себя обязательств по привлечению инвестиций для повышения конкурентоспособности авиакомпании, участившиеся случаи авиационных происшествий, низкое качество обслуживания пассажиров. «Нур-1» также обвинили в приобретение шести канадских самолетов CRJ900, которые не имеют российской сертификации и, вероятнее всего, ее не получат. Кроме того, в документе говорилось о допущенных нарушениях требований федерального корпоративного законодательства, нормативных актов в сфере регулирования рынка ценных бумаг и оценочной деятельности при создании «Нур-Авиа». Постановление правительства Татарстана о внесении пакета акций авиакомпании, находящегося в собственности республики, в уставный капитал ОАО от 17 января 2006 года, было признано утратившим силу. Кабмин РТ поддержали региональное отделение ФСФР в Волго-Камском регионе и министерство земельных и имущественных отношений РТ, обратившиеся с исками к «Нур-Авиа» в Арбитражный суд РТ. При этом глава минзема РТ Валерий Васильев не скрывал, что основная причина деприватизации – это нежелание собственника авиакомпании идти на компромисс с руководством республики и выделять из своего уставного капитала Бегишево. По словам чиновника, появились инвесторы, готовые вложить средства в развитие аэропорта, причем, по словам Васильева, эти компании «не только из нашего региона». Судя по всему, это не только КамАЗ, но и «Северсталь-авто», которая реализует проекты и в Набережных Челнах, и в ОЭЗ «Алабуга». «Если бы был компромисс, можно было бы решить (этот вопрос) в течение недели напрямую», — заявил в декабре Валерий Васильев.
Но компромисса не последовало, и стороны оказались в суде. Основная претензия, которую обнародовала вчера начальник отдела защиты имущественных интересов государства министерства земельных и имущественных отношений РТ Диляра Губаева, республика получила меньший, чем предполагался изначально, пакет акций в «Нур-Авиа». Постановление Кабмина предусматривало, что республика взамен акций авиакомпании получит не менее 25,01% нового акционерного общества, однако в действительности получила пакет размером 25% плюс одна акция (на 8 тыс. 309 акций меньше). Помимо этого уставный капитал не был оплачен в установленные законом сроки, «Нур-1» «не выполнил обязательства по оплате своей доли уставного капитала в соответствии с договором о создании ОАО», который предполагал вклад транспортными средствами и оборудованием в количестве 358 единиц, а также 34 объектами недвижимости. По словам Диляры Губаевой, как следует из бухгалтерского баланса «Нур-Авиа» на 30 июня 2007 года, основные средства компании были сформированы имуществом стоимостью всего 11 млн 417 тыс. рублей. В составе основных средств организации числился только вертолет «Робинсон Р-44». При этом дорожная техника, подлежащая внесению в уставный капитал со стороны «Нур-1» на сумму 419 млн 317 тыс. рублей, в основных средствах учтена не была. Представитель минзема также отметила, что при размещении акций был нарушен порядок их оплаты: по закону «Об акционерных обществах» не менее половины акций должны быть оплачены в течение трех месяцев с момента госрегистрации общества, остальные – в течение года, однако это не было соблюдено.
Юрист «Нур-Авиа» Ильдар Гайнуллин полностью не признал иск. Он ходатайствовал об отложении дела, чтобы представить суду новые документы, подтверждающие его правоту. Однако суд посчитал, что имеющих в деле материалов достаточно, чтобы удовлетворить иск минзема. Ильдар Гайнуллин затруднился сообщить, будет ли компания оспаривать решение суда. Но ранее представители «Нур-Авиа» отмечали, что вернут пакет властям Татарстана, если только их к этому вынудит суд.
Ранее премьер-министр РТ Рустам Минниханов в интервью журналу «Эксперт Волга» рассказал о возможном развитии дальнейших событий. По словам главы правительства РТ, «есть крупная компания, которая смогла бы сформировать серьезную авиационную компанию. Но в рамках создания этой компании была договоренность, и я давал указание – авиационная недвижимость должна быть отдельно от аэропорта Бегишево. Некоторые должностные лица случайно или намеренно внесли активы Бегишево в новую структуру. У нас разногласия с нашим партнером имеются только в этом вопросе. Партнер считает, что актив должен остаться у них, мы полагаем, что Камский промышленный район начинает развиваться и не может ждать, когда инвестор начнет реконструкцию аэропорта Бегишево. Есть обращения КамАЗа, «Татнефти», они готовы вложить средства в создание аэропортового комплекса. Мы отдадим им его в управление. Государство должно соблюсти и свои интересы. Аэропорт Казани государство также не будет продавать, речь может идти о передаче его в концессию. Контрольный пакет аэропорта всегда должен оставаться у республики. Авиационный бизнес может быть частным, но аэропорт и его инфраструктура важны для государства». По всей видимости, после решения арбитражного суду у руководства Татарстана появился шанс воплотить эти планы в реальности.