Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


В поисках эффективных менеджеров ( журнал Эксперт Online, 15 апреля 2009 )

В поисках эффективных менеджеров ( журнал Эксперт Online,  15 апреля 2009 )

В конце марта Ян Лузин был назначен депутатами Псковской городской думы главой администрации Пскова. До этого он являлся главой города, избранным из состава депутатов. Таковы в Пскове особенности муниципальной власти. В интервью «Эксперту Online» Ян Лузин объяснил, что заставило его предпочесть выборной должности назначаемую, и рассказал о том, как намерен управлять городским хозяйством в условиях кризиса.

Максим Андреев, автор «Эксперт Online»

Еще недавно вы заявляли, что переход с выборной должности главы муниципального образования на пост назначаемого по контракту мэра является понижением и вас не интересует. В первом конкурсе на должность сити-менеджера Пскова в марте этого года вы даже не участвовали. Что изменилось с тех пор? Почему вы все-таки решили пойти на понижение?

– Все принципиально изменилось с приходом нового, сильного губернатора с большим федеральным ресурсом. Сейчас я ни в коем случае не воспринимаю это как понижение. Губернатор четко обозначил приоритеты. Они за исполнительной властью: в период кризиса архиважно практическое руководство, практическое принятие решений. Для Андрея Турчака было очень важно понять, кто возглавит исполнительную власть областного центра, и он предложил сделать это мне. Я рад этому и готов работать в команде губернатора и претворять в жизнь те задачи, которые он определил.

– На должность главы муниципального образования губернатор Псковской области Андрей Турчак рекомендовал Ивана Цецерского, который до недавнего времени был вашим замом. Теперь он де-юре будет вашим работодателем, получит право контролировать вашу работу. У вас не возникает в этой связи определенного дискомфорта?

– Нет, потому что мы все – команда единомышленников. Я считаю, что Иван Цецерский продолжит реализацию тех дел, которые мы уже начали вместе, будет развивать идеи, которые были мною предложены. А что касается контрольной функции – то мы будем контролировать вместе. В Псковской городской думе была и останется контрольно-счетная палата. Причем, уходя, я высказал пожелание, чтобы ее функции только усиливались. В администрации города также есть контрольная функция, и я ее буду усиливать.

– Как вы оцениваете доставшееся вам от последнего избранного мэра Михаила Хоронена наследство и какие первоочередные задачи ставите перед собой на посту главы администрации города?

– Наследство печальное, удручает даже при поверхностном анализе… Первое, с чего я начал работу, – это попытка стабилизировать финансовое состояние муниципальных предприятий. Не секрет, что их задолженность кредиторам всех уровней достигла небывалой величины. Одни теплосети с водоканалом были должны более 250 млн рублей. Существовала реальная угроза банкротства и остановки предприятий, ответственных за жизнеобеспечение города. Я был вынужден, еще не вступив в должность главы администрации, заниматься управлением финансовыми потоками, начинать с этого день и заканчивать. Сказать «финансы поют романсы» – это значит не сказать ничего. А перед нами стоит очень нелегкая задача, потому что кризис в полной мере докатился до Пскова. Доходная часть бюджета выполняется очень тяжело. Мы сделаем все возможное для того, чтобы она выполнялась в полном объеме, но для этого надо реализовать ряд антикризисных мер. Поэтому нами разработана антикризисная программа.

Губернатор уже объяснил свою антикризисную программу, и наши с ним подходы во многом совпадают. Это правильно, потому что город и область не могут развиваться друг без друга. Губернатор сказал, что муниципалитеты должны скопировать многие пункты буквально по лекалу, поскольку наши программы должны быть взаимоувязаны. Псков – это не просто лицо губернии. Это город, где сосредоточен основной экономический потенциал региона. Псков определяет вектор развития Псковской области.

– Какие конкретные меры предусмотрены в городской антикризисной программе?

– Я бы выделил три больших направления. Первое – это поддержание социальной стабильности и нормальное финансирование всех мероприятий по решению социальных вопросов в учреждениях образования, культуры, спорта, здравоохранения. Все эти учреждения должны не просто работать, но и иметь четкую программу на достаточно длительный промежуток времени. А в течение этого года финансирование социальной сферы должно быть для нас задачей номер один.

Второе – это внешний облик города. Здесь есть мероприятия, которыми хотелось бы заняться, не откладывая. Город даже внешне находится в удручающем состоянии. Дороги, мусор, грязь – это то, чем мы должны заняться в первую очередь… Мы все заинтересованы в том, чтобы в городе было приятно и комфортно жить. И если все выйдут на улицы, а нами уже объявлен месячник по благоустройству и наведению чистоты и порядка, то будут сэкономлены очень значительные средства. А мы эти средства сможем рефинансировать и направлять на другие цели. В городе надо установить более тысячи антивандальных скамеек, необходимы урны. Надо финансировать программу «Наш двор», строительство ярких, современных детских площадок, игровых площадок.

Третий блок – это финансы и экономика. Необходимы мероприятия по организации нормального финансового менеджмента в муниципалитете, контроль за расходами, их оптимизация. Единственное, хочу, чтобы оптимизацию не путали с тем, что было с социальной сферой Псковской области при Михаиле Кузнецове. Ничего общего нет. Это именно контроль за финансовыми потоками. Совокупные бюджеты муниципальных предприятий составляют больше половины общего консолидированного бюджета Пскова. И на данный момент это черные дыры, в которые уходят средства. Если мы не наведем порядок в экономике муниципальных предприятий, мы всегда будем вынуждены финансировать их за счет кредитов или вливаний в их уставные капиталы. А эти предприятия должны стать донорами бюджета, соинвесторами различных муниципальных программ.

Я знаю, как это сделать. Будут разработаны внутренние бюджеты для муниципальных предприятий. Такое бюджетирование будет носить рекомендательный характер, но те руководители, которые будут ему следовать, смогут остаться на своих постах. А те, которые управляют своими финансами плохо, накапливают большую задолженность, должны быть заменены на более эффективных менеджеров. Кроме этого, в экономике необходимо будет сосредоточить усилия на максимальном пополнении доходной части бюджета. Здесь есть большие резервы – долгое время в городе этим серьезно никто не занимался. Фиксировались по факту доходы, а потенциал их роста в так называемые тучные годы использовался далеко не в полной мере. Сейчас заниматься этим на порядок тяжелее, но мы будем это делать, поскольку если не будет доходной части бюджета, все остальное окажется фикцией. Воплотить даже очень хорошие идеи без финансовой поддержки не получится.

– Ходят слухи, что часть депутатов городской думы может уйти вслед за вами на работу в администрацию Пскова. Кто войдет в вашу команду и намерены ли вы реорганизовать структуру администрации города?

– Я смогу представить команду своих заместителей на сессии гордумы 16 апреля. Более тонкие настройки произойдут позже. Всем руководителям муниципальных предприятий и учреждений должен быть дан шанс в условиях новых критериев оценки работы доказать, что они могут быть эффективными. Если люди справятся с этим, то они могут и должны остаться на своих местах. Если нет – мы будем вынуждены искать более эффективных менеджеров. Что касается депутатов, то некоторые из них действительно такие пожелания высказывали. Сейчас мы находимся в режиме консультаций. Мы работали одной командой, и многие депутаты действительно неплохие управленцы, искренне хотят помочь городу, но одно дело руководить тем или иным блоком в представительном органе, а другое – в исполнительном. Я думаю, всем понятно, что это гораздо большая ответственность. И руководителями определенных направлений в администрации мне бы хотелось видеть профессионалов, которые уже состоялись как руководители. Тем не менее грамотных и неплохих по потенциалу людей надо брать, давать им возможность реализоваться. Поэтому мы такие консультации ведем. Я не исключаю, что некоторые депутаты действительно перейдут в исполнительную власть, но это вопрос времени и обсуждений.

– В конце 2008 года, будучи главой города, вы заявили о намерении разработать долгосрочную стратегию развития Пскова. На каком этапе сейчас эта работа?

– На тот момент в области была сложная политическая ситуация, и мы занимались реализацией этой задачи самостоятельно. Но для того, чтобы разработать детальную стратегию, необходима увязка с областью. Тем не менее я считаю, что наша работа не была напрасной. Она будет базисом для разработки более детального документа, который будет вписан в стратегию развития Псковской области, создать которую намерен губернатор. Только тогда это будет не просто академический труд, которому место на полке, а конкретная программа действий. Разрабатывать детальное планирование на долгосрочную перспективу в период кризиса практически невозможно. Мы можем говорить только о направлениях движения. А что касается конкретных мероприятий, то мне понравились слова губернатора, который сказал, что в период кризиса будет наиболее правильно в ручном режиме определять те шаги, которые надо сделать в рамках реализации общей программы.

 



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Марк Твен

Тщательнее всего следует проверять правильность суждений, которые кажутся нам очевидными.

 

Сделать стартовой