Перетряска активов ( журнал "Эксперт online", 17 января 2008 )
Перетряска активов ( журнал "Эксперт online", 17 января 2008 )
Самарскую оборонку покинул один из последних «красных директоров» – генеральный директор ОАО «Моторостроитель» Игорь Шитарев. Его отставка стала следствием продолжающейся консолидации активов, которую проводит ОПК «Оборонпром».
Вадим Пономарев
В ноябре прошлого года Игорю Шитареву исполнилось 68 лет. 40 из них он проработал на Куйбышевском моторостроительном заводе им.Фрунзе (ныне – «Моторостроитель»), из которых последние 20 лет – в должности генерального директора предприятия. Срок контракта Шитарева истекал летом этого года, однако 24 декабря он написал заявление «по собственному желанию», а 11 января совет директоров «Моторостроителя» досрочно прекратил его полномочия. Накануне Нового года завод покинул и его ближайший сподвижник – заместитель гендиректора по экономике, инвестициям и финансам Александр Гольдштейн.
Под руководством Игоря Шитарева «Моторостроитель» сначала ассоциировался с мощью и славой ракетно-космического щита СССР, а затем – с вечным ожиданием госзаказа и вызывающими подозрение правоохранительных органов сделками посреднических структур с продукцией предприятия. С советских времен этот завод специализируется на серийном изготовлении ракетных и авиационных двигателей марки НК для стратегической авиации, а также на выпуске газотурбинных агрегатов для «Газпрома». Что касается двигателей для ракет-носителей серии «Союз», финансирование производства которых идет по программе Роскосмоса, то их серийный выпуск после десятилетнего перерыва возобновился на «Моторостроителе» три-четыре года назад. Заказы на производство авиационных двигателей для стратегических ракетоносцев с 1991 года тоже исчислялись одним-двумя в год. Надежда на то, что завод будет жить на заказы по изготовлению газоперекачивающих агрегатов (ГПА) для «Газпрома», тоже не оправдалась – в условиях острой конкуренции с зарубежными и отечественными производителями «Моторостроитель» как серийный завод не смог вовремя предложить «национальному достоянию» новые высокоэффективные ГПА, поскольку его партнер – СНТК им. Кузнецова, обеспечивающий научно-техническое сопровождение, – вместо того чтоб сосредоточиться на разработке новых агрегатов, решил сам наладить мелкосерийное производство ГПА для того же заказчика. В ответ Игорь Шитарев создал на заводе свое научно-конструкторское бюро, куда начал переманивать специалистов с СНТК. А пока шел этот дележ, заказы «Газпрома» успешно перехватывали ярославские и пермские производители агрегатов (не говоря уже о зарубежных конкурентах).
Итогом этой ситуации стало то, что объем заказов перестал покрывать расходы «Моторостроителя». Дефицит финансов начал покрываться за счет заемных средств банков и облигационных займов, которые использовались в том числе и для рефинансирования уже имеющихся задолженностей (первый такой заем с трехлетним сроком погашений и объемом 800 млн рублей был размещен в марте 2006 года, за ним последовал еще один заем на 1 млрд рублей). За 2006 год долги «Моторостроителя» выросли с 1,5 млрд рублей до 2,17 млрд, а к осени прошлого года зашкалили за 4 млрд рублей. По состоянию на июль 2007 года кредиторская задолженность завода составила около 4,7 млрд рублей при объеме годовой выручки 3 млрд рублей (2006 год). По итогам прошлого года рост кредиторской задолженности, источником которого являются кредиты банков и облигационные займы, превзошел рост выручки в 1,7 раза. Ситуация усложняется тем, что предприятие не формирует собственных оборотных средств, вся операционная деятельность осуществляется только за счет привлекаемых кредитов. Кроме того, большая часть имеющихся активов заложена, что ограничивает распоряжение этим имуществом.
Справедливости ради стоит отметить, что в прошлом году у завода частично возобновились заказы от Роскосмоса и Министерства обороны РФ, а конструкторское бюро, созданное по инициативе Шитарева, даже умудрилось разработать новый ГПА для газовой монополии, который гендиректор завода с гордостью продемонстрировал премьер-министру страны Виктору Зубкову во время его осеннего визита в Самару. «Таким образом, мы основываем новое производство», – сказал Шитарев перед лицом премьер-министра. «Давайте, если нужна помощь, проведем встречу, чтобы разработать программу не на год-два, а хорошую программу – на восемь-десять лет, чтобы вам застолбиться на рынке заказов для „Газпрома”», – ответствовал премьер директору предприятия. Казалось, для Шитарева наступает пора ренессанса. Однако ровно через два месяца после памятного разговора с Зубковым многолетний глава завода отправлен в отставку.
Тем не менее крест на производственной карьере Шитарева поставили не финансовые результаты, которых достигло возглавляемое им предприятие, а намерение федеральных властей создать в Самаре государственный двигателестроительный холдинг, куда наряду с Самарским научно-техническим комплексом им. Кузнецова (СНТК им. Кузнецова), предприятием «Металлист-Самара», Казанским моторостроительным производственным объединением планируется вхождение и «Моторостроителя» (государство владеет контрольным пакетом акций этого предприятия). Точнее, не создать, а воссоздать, поскольку именно в такой конфигурации эти предприятия были интегрированы друг с другом в советское время. Однако Игорь Шитарев неоднократно публично скептически высказывался об идее воссоздания подобной структуры и старался дела вести самостоятельно, а посему ОПК «Оборонпром», которому было поручено собрать в Самаре все двигателестроительные активы в единый холдинг, не стал делать предложение Шитареву о продлении контракта с ним на должность генерального директора «Моторостроителя», который заканчивался в феврале 2008 года. (Кстати, в прошлом году Шитарев продал свой пакет «Моторостроителя» (17%) за 10 млн долларов группе «Каскол», которая сейчас является практически единственным миноритарием предприятия.)
Сам Игорь Шитарев в интервью СМИ основной причиной своей отставки называет нежелание участвовать в дележе своего предприятия, которое, по его мнению, затеяли Роскосмос и «Оборонпром». «Моторостроитель» производит как ракетные двигатели, так и авиационные, поэтому Роскосмос, по мнению Игоря Шитарева, сейчас претендует на управление ракетным производством самарского завода, а все, что связано с авиационными двигателями, должно достаться «Оборонпрому». Поскольку Шитарев, по его словам, выступил против этой идеи, ему пришлось написать заявление «по собственному желанию».
Как бы то ни было, уже известно, что Роскосмос и «Оборонпром» намерены преобразовать управление «Моторостроителем». Стороны уже договорились, что пост генерального директора займет заместитель гендиректора по маркетингу РКЦ «ЦСКБ-Прогресс» (структура Роскосмоса) Дмитрий Носов, а должность его зама по экономике и финансам прочат креатуре «Оборонпрома» Василию Лопотько, который недавно возглавил СНТК им. Кузнецова – предприятие, вокруг которого, очевидно, оборонный холдинг и намерен объединить самарские двигателестроительные активы.
Продлится ли такое «междуцарствие» только до июня 2008 года, когда состоится очередное годовое собрание акционеров «Моторостроителя», или же «Оборонпром» и дальше будет управлять этим предприятием совместно с Роскосмосом, выяснится довольно быстро. Отставка Игоря Шитарева и практические шаги по санации СНТК им. Кузнецова дают основания полагать, что представители «Оборонпрома» намерены провести консолидацию самарских двигателестроительных активов довольно быстрыми темпами. Так, не успели высохнуть чернила на решении собрания акционеров СНТК о том, что «Оборонпром» становится единоличным исполнительным органом управления этого общества, как холдинг объявил о том, что выкупает у крупнейшего частного акционера СНТК Алексея Леушкина 21% акций и доводит свой пакет в СНТК до 81%. Параллельно распоряжением председателя правительства РФ СНТК им. Кузнецова выделяется субсидия в размере 676 527 тыс. рублей. Еще 300 млн рублей СНТК под руководством менеджеров из «Оборонпрома» намерена взять у банков под гарантию правительства Самарской области. И, наконец, по словам Василия Лопотько, руководству корпорации удалось убедить «Газпром» в том, что на газоперекачивающих станциях и агрегатах газового монополиста должны стоять в первую очередь двигатели производства самарской двигателестроительной группы.
Кроме того, «Оборонпром» обещает поднять в воздух новый двигатель для стратегической авиации НК-93, начать реализовывать программу модернизации двигателя НК-32 и т. д. и т. п. Безусловно, планы впечатляющие. Однако, как выразился Юрий Ласточкин, генеральный директор НПО «Сатурн» и один из самых авторитетных отраслевых менеджеров страны, для того чтобы «поднять» самарский двигателестроительный куст, нужно «крайне много денег, квалифицированных инженеров и пять-шесть лет напряженного труда менеджмента». С деньгами у «Оборонпрома» проблемы не возникнет. А вот большинству самарских квалифицированных инженеров-двигателестроителей уже далеко за 50 лет.