«Сегодня мы самодостаточны» ( газета РБК daily, 4 февраля 2008 )
«Сегодня мы самодостаточны» ( газета РБК daily, 4 февраля 2008 )
Интервью с президентом и исполнительным директором Hewlett-Packard Марком Хердом
Антон Попов
Марк Херд занимает пост исполнительного директора и президента Hewlett-Packard (HP) с начала 2005 года. Это время компания во многом посвятила оптимизации бизнеса. В результате HP не только добилась рекордной для технологического сектора выручки (104,3 млрд долл. по итогам финансового года, завершившегося 31 октября 2007 года). Как рассказал МАРК ХЕРД в интервью АНТОНУ ПОПОВУ, турбулентность на кредитных рынках мало отразилась на HP. А перепады курсов валют пока даже идут ей на пользу.
— Выручка HP перешла магическую отметку в 100 млрд долл. Какова следующая цель? К каким финансовым показателям вы будете стремиться в ближайшие годы?
— На самом деле мы не ставили для компании формальную цель — достичь отметки в 100 млрд долл. H P — первая технологическая компания, достигшая этой вехи, и я думаю, что это замечательно. Но нельзя сказать, что мы работали на эту установку. Так сложилось, что мы выросли в 2007 году на 14%, это действительно много. Последние несколько лет в прогнозах мы устанавливаем темпы роста примерно на уровне 4—6%, что соответствует более или менее органичному росту с небольшими приобретениями, без крупных сделок. На деле это все равно означает очень немалую сумму — мы должны изыскивать возможности для роста (выручки. — РБК daily) на 5—6 млрд долл. в год. Хотя на 2009 год мы прогнозируем, что наш рост будет между 5 и 6% против (прежних прогнозов. — РБК daily) 4—6%.
— Многие компании жалуются на нестабильность мировых рынков, в том числе валютных. Как волатильность основных валют сказывается на вашей компании: наносит ущерб или, напротив, дает преимущества?
— Мы — глобальная компания, и 66—67% наших доходов мы получаем за пределами США. Европа — наш крупнейший рынок, Азия — самый быстрорастущий. Так что валютный фактор в целом скорее помогает компании, хотя и не оказывает ей мощной поддержки, поскольку наши издержки растут вместе с выручкой. Когда евро растет на 10%, наши доходы в Европе увеличиваются на 10%, но и расходы становятся больше на те же 10%. Кроме того, не во всех уголках Европы наши операции номинированы в евро (часть из них выражена в долларах). В общем и целом этот момент для нас позитивен, но не очень значим.
— Сегодня кредитные рынки довольно нестабильны. Как меняется в этих условиях ваша стратегия по привлечению капитала? Самодостаточна ли компания в этом смысле или она рассчитывает привлекать внешние ресурсы?
— Сегодня мы действительно самодостаточны. Если исключить ресурсы части нашего бизнеса, связанной с финансовыми услугами и лизингом, то у нас есть 10—11 млрд долл. наличных средств. Часть нашей наличности в августе была размещена на кредитных рынках, и сейчас мы продолжаем следить за состоянием нашего портфеля. Больших вложений в инструменты, связанные с рынком коммерческих бумаг, у нас нет. Но мы стараемся сбалансировать наши денежные потоки: иногда у нас больше наличности за пределами США, иногда нам нужно больше внутри страны — в зависимости от потребностей бизнеса. Так что мы стараемся перемещать нашу наличность, но с точки зрения рынков капитала или привлечения средств для нас это не так уж важно. Финансовая нестабильность создает нам куда большую проблему, влияя на потребительские расходы, на расходы компаний.
— В чем заключается ваш рецепт построения финансово эффективной компании? Каковы основные статьи, по которым можно сократить расходы, от каких непрофильных активов следует избавляться?
— Мы делаем большую работу, стремясь пересмотреть наши расходы. Для нас 104 млрд долл. выручки за вычетом 9 млрд операционной прибыли означают 95 млрд долл. расходов. Поэтому важно тщательно изучить эти расходы и понять, какие из них необходимы, а какие — нет. Если вы посмотрите на наш прошлогодний отчет о прибылях и убытках, то увидите, что наша выручка увеличилась на 13 млрд долл. при очень небольшом росте затрат (рост расходов HP в 2007 финансовом году по сравнению с 2006-м составил 10,4 млрд долл. — РБК daily). И тем не менее за этими цифрами скрывается колоссальное перераспределение расходов. Мы стараемся говорить об этом не как о простом сокращении издержек, а как о корректировке расходов ради нашего роста и ради того, чтобы наши деньги направлялись именно туда, куда нужно. По этой причине мы стараемся во всем использовать подход «бюджетирования с нуля». Мы стараемся избегать формулировок типа «нам нужны затраты, поскольку мы потратили доллар в прошлом году и хотим, чтобы проект рос; к тому же есть инфляция и плюс ко всему мы можем начать еще один классный проект». В таких случаях я спрашиваю: а почему вы вообще потратили тот доллар? Так что давайте вернемся на шаг назад и предположим, что первые десять центов могли быть потрачены впустую. Или потратить десять центов было хорошей идеей в 2003 году, но я не уверен, что это хорошая идея в 2008-м. И тогда я могу попросить вас отнести эти десять центов к убыткам и покрыть их из вашего бюджета с поправкой на инфляцию и все остальное. Так завязывается дискуссия, и иногда ее результат непредсказуем (улыбается). В общем, мы стараемся строить с нуля все бюджеты, следить за расходами и принимаем соответствующие решения.
— Добившись такой структуры финансовых потоков, вы получили в свое распоряжение большие инвестиционные ресурсы. Каковы ваши планы по инвестициям на ближайшие годы? Какие компании станут вашими целями?
— Назвать конкретные компании вам я, конечно, не смогу — есть сомнения, что после этого получится сохранить нашу тайну. Но вы увидите нашу активность в тех же областях, в которых мы ее проявляли и раньше. Очевидно, у нас есть определенная стратегия на рынке программного обеспечения, которую мы считаем важной. В то же время мы уже выросли достаточно, чтобы у нас появилась серьезная научно-исследовательская база в этой области. Мы также планируем совершенствовать наш существующий комплекс технологий и специализаций в сфере печати (своеобразную экосистему HP, включающую разнообразные форматы, средства и решения, все необходимое для печати). Мы считаем, что она дает важные перспективы с точки зрения рынка. Вот те области, в которых мы будем работать.
— Возвращаясь к вопросу о свободной наличности. HP проводила выкуп своих акций. Планируете ли вы продолжать эту практику, и если да, то до какого предела?
— Мы дали понять нашим инвесторам, что будем придерживаться стратегии, при которой размывание их доли будет нулевым. Если акции оказываются под давлением, идет ли речь о выпуске или реализации опционов или давление возникает из-за того, что курс акций растет, мы будем выкупать акции, чтобы удерживать размывание доли акционеров на нуле. Мы продолжим выкуп акций, если это будет иметь смысл. Мы проводим операции со своими акциями, считаем их недооцененными и продолжим активно вести эту работу, пока будем считать вложения в них целесообразными.
— Могли бы вы дать прогноз расходов компании на исследования и разработки в ближайшие годы? Какова будет динамика этих расходов?
— Полагаю, что тенденция расходовать по 18—20 млрд долл. (в год. — РБК daily) на R&D скорее всего сохранится. Конечно, мы посмотрим, какой будет ситуация на рынках и какими будут наши финансовые результаты. Но мы будет продолжать тратить на это деньги — у нас в компании около 35 тыс. инженеров, мы — инжиниринговая компания по сути своей, и мы живем тем, что создаем технологические инновации.
— Если вы посетите наши лаборатории сегодня — в том, что касается R&D я говорю скорее об исследованиях, нежели о разработках, — то увидите, что мы настроены на работу в сферах, связанных с визуализацией, виртуализацией, оцифровкой (в частности с цифровой печатью), обработкой данных, серверами и хранением информации — мы виртуализуем хранение данных так же, как мы виртуализовали их обработку. Многое делается для интеграции в сфере управления информацией, возможности выстроить данные и управлять ими на протяжении всей цепочки — от потребителя до компании. Вот те основные тенденции, в рамках которых будут работать наши лаборатории. И вы увидите, что часть этой работы будет делаться в России. Сам факт появления HP Labs в России показывает стремление Прита (Прит Банержи — старший вице-президент HP по исследованиям, директор головной исследовательской организации компании HP Labs. — РБК daily) вкладывать в эту страну больше усилий. Это должно открыть перед нами захватывающие перспективы.
— Недавно вы открыли лабораторию в Санкт-Петербурге. Можно ли вообще сказать, откуда родом исследования и разработки HP — в географическом смысле?
— Да, мы открыли лабораторию в России, и мы будем приходить туда, где есть талантливые люди. Мы будем приходить к лучшим инженерам мира, мы будем идти туда, где они есть. Мы обычно не бросаем клич: «Инженеры , приезжайте в Пало Альто, штат Калифорния» (в Пало Альто расположена штаб-квартира HP. — РБК daily). Потому что мир сейчас так глобализован, а коммуникации столь повсеместно распространены, что мы действительно можем расположить наши лаборатории там, где есть одаренные люди. Мы ищем места, где есть большой талант, где есть хорошая рыночная экономика, которая поможет нашему бизнесу расти, и где мы можем получить хорошую поддержку со стороны властей. Если все эти три фактора совмещаются, то мы имеем очень привлекательный для наших инвестиций рынок. Это именно то, что мы ищем.
— А какой вам представляется Россия? Для HP это скорее рынок для продаж, источник идей или, может быть, квалифицированного персонала?
— Россия — великолепный рынок, очевидно, что он быстро растет. Нам удается поучаствовать в этом, и мы делаем все больше инвестиций в России, ищем для них новые возможности. Мы планируем вкладывать в Россию больше сил и полагаем, что в этой стране есть много перспектив для роста благодаря размеру среднего класса, заинтересованности в доступе к технологиям, хорошему образованию и отличному инженерному потенциалу.
Марк Херд занял посты президента и исполнительного директора HP 29 марта 2005 года. В сентябре 2006 года он стал председателем совета директоров компании. До прихода в HP Марк Херд занимал должность президента и генерального директора корпорации NCR. В этой компании он проработал 25 лет, занимая различные посты: от руководства отделами продаж и маркетинга до управления компанией. Марк Херд родился 1 января 1956 года, в 1979 году получил степень бакалавра по специальности «менеджмент» в университете Бэйлора, штат Техас.