Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Для чего компании нужен этический кодекс (журнал "Генеральный директор", №4 2008)

Для чего компании нужен этический кодекс (журнал "Генеральный директор", №4 2008)

Ирина Денисова

Формализованный этический кодекс появляется в компании, когда она расширяется и перед Генеральным Директором возникает необходимость выработать систему координат, чтобы сотрудники понимали этические корпоративные ценности. Кроме того, этический кодекс улучшит отношения с партнерами и инвесторами. Партнерам кодекс гарантирует, что все обещания Ваших сотрудников будут выполнены. Для инвесторов кодекс — лишний довод в пользу правильности решения о вложениях в компанию, для которой честь превыше прибыли.

В этическом кодексе руководителю предприятия необходимо закрепить следующие моменты:

  • корпоративные стандарты: хорошо, если компанию можно узнать по традиционно корректному ответу секретаря;
  • правила поведения в нестандартных ситуациях: это снизит риск того, что сотрудник растеряется в общении с клиентом;
  • порядок внутреннего взаимодействия: налаженный обмен информацией повысит скорость процессов, что благоприятно отразится на финансовых показателях компании.

Говорит Генеральный Директор

Александр Свириденко | Управляющий директор компании Fanco Ltd., Москва

Компания Fanco Ltd. работает на строительном рынке Москвы. Специализация — генподряды на проектирование и строительно-монтажные работы. Услуги: решения по организации пространства, разработка архитектурных и инженерных проектов, строительно-отделочные (монтажные) работы, управление проектами. Клиенты: ОАО «Детский мир — Центр», ОАО «Лебедянский», ЗАО «Ренова-стройгруп», ЗАО»КБ «Ситибанк», ОАО «Банк «Уралсиб», УК Douglas Consulting. Оборот за 2007 год составил около 10 млн долл. США. Численность персонала — 150 человек.

Западные компании давно осознали необходимость внедрения этического кодекса, определяющего основы делового поведения, что позволяет им достичь преимущества в бизнесе. К сожалению, в нашей стране в силу недостаточного государственного контроля и сложившихся традиций этике делового поведения на предприятии не уделяют должного внимания. Однако именно в условиях нашей бизнес-среды (коррупция, недостаточное соблюдение законов) руководителям предприятий необходимо более серьезно относиться к деловой этике. Сегодня это касается прежде всего крупного бизнеса, который формирует российскую экономику, но в дальнейшем цивилизованные правила игры, принятые крупными компаниями, постепенно будут интегрироваться в средний и малый бизнес. Надеюсь, что российских бизнесменов подтолкнет к этому желание выйти на мировые рынки (в том числе финансовые, IPO) и предстоящее вступление России в ВТО. Иначе бизнес может столкнуться с нехваткой капитала, высокими транзакционными издержками операционной деятельности, ограничениями экспансии на внешние рынки и, как следствие, со снижением роста доходов.

Приведу пример из практики западной компании, действующей в Российской Федерации. Компания Michelin, в которой я работал, строго соблюдает общекорпоративный кодекс этики. Один из его ключевых постулатов — никогда не давать и не получать взяток или откатов; провинившегося сотрудника сразу увольняют. Это правило, конечно, затрудняет работу в России, но только на начальномэтапе, когда потенциальные партнеры еще не привыкли к подобным условиям и провоцируют компанию быть «как все». Через некоторое время, поняв, что работать с Michelin можно только по-честному, они уже не оспаривают правила игры. Так было и во время вхождения компании на наш рынок в 90-х годах, и при строительстве собственного производства в Московской области, которое требовало постоянного общения и согласований с районной администрацией. Следовательно, искоренение взяточничества и откатов возможно — все дело в настойчивости руководства компаний.

Как разработать этический кодекс

Как руководитель предприятия Вы можете создать базу собственных представлений об этических нормах в компании. Не лишним будет ознакомиться с аналогичными документами, действующими на других предприятиях (см. также: Семь принципов ведения дел в России). Дальнейшую работу поручите службе персонала, которая обычно формулирует основные положения этического кодекса. Нужно выяснить, какие проблемы профессионально-этического характера возникают в повседневной деятельности Ваших сотрудников, классифицировать эти проблемы и на конкретных примерах описать желательное и нежелательное поведение персонала. Этический кодекс должен быть рассчитан на разные ситуации (например, стиль поведения работников как возле нефтяной вышки, так и у бензоколонки).

При разработке этического кодекса важна вовлеченность в обсуждение его положений сотрудников всех уровней. Например, в Международном московском банке в обсуждении этических стандартов принимали участие несколько десятков тысяч сотрудников. «Если я увижу в этом документе хоть одно свое слово, я буду считать его своим», — сказал один из рабочих большого производственного предприятия после обсуждения корпоративных норм. Нужно учитывать, что в России стандарты могут не всегда приниматься сотрудниками, а попытка их внедрения в директивном порядке, скорее всего, провалится. При разработке этического кодекса следует учитывать, что его положения должны быть выполнимы. Например, требования к дресс-коду должны учитывать финансовые возможности сотрудников.

Чтобы сотрудники начали придерживаться введенных правил, их следует популяризировать среди персонала. Публикуйте выдержки из кодекса во внутренних СМИ, на сайте, повесьте их на стенде, сделайте фильм. Принимаемых на работу сотрудников обязательно знакомьте с этическим кодексом, чтобы получить согласие кандидата ему следовать.

Говорит Генеральный Директор

Александр Максимов | Управляющий компанией Business Consulting Baltic Bridge (BCBB), Финляндия — Норвегия

Компания Business Consulting Baltic Bridge (BCBB) консультирует фирмы стран Скандинавии, стремящиеся выйти на российский рынок. Проводит исследования рынка, оказывает помощь при регистрации товарных знаков в России. Клиенты: типография «Взлет» (Петербург), Z-Industries Ltd (торговые марки Pocket Media, Z-Card) и др. Оборот за 2007 год — более 300 тыс. евро. Численность персонала — пять человек.

Чаще всего компании сами разрабатывают этические кодексы, заимствуя структуру и основные положения из типовых кодексов других компаний. Можно также обратиться к услугам специализированных консалтинговых агентств, но это дорого. Компания может не создавать собственный документ, а ориентироваться на отраслевой кодекс. Скажем, в скандинавских странах у каждого отраслевого объединения (например, полиграфистов) есть свой кодекс, в котором прописаны как экономические аспекты, так и этические нормы поведения. Хотя такие компании, как, например, Nokia, конечно, имеют собственный этический кодекс.

Рассказывает практик

Екатерина Билецкая | Директор по персоналу и организационному развитию корпорации «Эконика», Москва

Корпорация «Эконика» развивает бизнес в нескольких ведущих отраслях российской экономики: инвестиционно-строительной, промышленной, обувной. В состав холдинга входят такие компании, как «Сити — XXI век», «Эконика-техно» и «Эконика-обувь». Численность персонала — более 2500 человек.

За 18 лет существования в нашей корпорации не было строгого этического кодекса. Разрабатывать свод корпоративных ценностей мы начали в 2006 году. Сначала на стратегических сессиях с участием топ-менеджмента и руководства корпорации были сформулированы основные ценности. Затем на семинарах сотрудники рассказывали, что подразумевают под основными ценностями компании, какие видят барьеры для успешной работы. На основе высказанных мнений служба персонала совместно с PR-службой начали разработку свода правил корпорации, в котором предполагалось описать, что в компании приветствуется, а что считается недопустимым. Так родилась идея сделать буклет «Что такое хорошо и что такое плохо». Буклет иллюстрирован, каждый из четырех разделов начинается с одной из главных ценностей «Эконики»:

  • постоянное развитие и совершенствование (речь идет о повышении профессионального уровня, обмене положительным опытом, поиске новых решений);
  • надежность (ответственность, преданность делу);
  • работа в команде (уважение друг друга, открытое обсуждение проблем);
  • возрождение традиционных российских ценностей (здесь мы говорим о таких вещах, как совесть, трудолюбие, семья, патриотизм и милосердие).

Семь принципов ведения дел в России

Документ с таким названием был выработан российскими предпринимателями в 1912 году. Вот эти принципы:

  1. Уважай власть. Власть — необходимое условие для эффективного ведения дел. Во всем должен быть порядок. В связи с этим проявляй уважение к блюстителям порядка в узаконенных эшелонах власти.
  2. Будь честен и правдив. Честность и правдивость — фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах. Российский предприниматель должен быть безупречным носителем добродетелей честности и правдивости.
  3. Уважай право частной собственности. Свободное предпринимательство — основа благополучия государства. Российский предприниматель обязан в поте лица своего трудиться на благо Отчизны. Такое рвение можно проявить только при опоре на частную собственность.
  4. Люби и уважай человека. Любовь и уважение к человеку труда со стороны предпринимателя порождает ответную любовь и уважение. В таких условиях возникает гармония интересов, что создает атмосферу для развития у людей самых разнообразных способностей, побуждает их проявлять себя во всем блеске.
  5. Будь верен своему слову. Деловой человек должен быть верен своему слову: «Единожды солгавший, кто тебе поверит?». Успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе.
  6. Живи по средствам. Не зарывайся. Выбирай дело по плечу. Всегда оценивай свои возможности. Действуй сообразно своим средствам.
  7. Будь целеустремленным. Всегда имей перед собой ясную цель. Предпринимателю такая цель нужна как воздух. Не отвлекайся на другие цели. Служение «двум господам» противоестественно. В стремлении достичь заветной цели не переходи грань дозволенного. Никакая цель не может затмить моральные ценности.

Как контролировать соблюдение этического кодекса

Этика не регулируется законодательством. Разумеется, Генеральный Директор, руководящий большим коллективом, не может контролировать соблюдение этического кодекса и наблюдать за каждым сотрудником. Тем не менее, чтобы принципы этического кодекса соблюдались, во-первых, доведите их до сведения всех работников (попросив поставить подпись). Во-вторых, поручите службе персонала организовать обсуждение корпоративных этических норм (анонимные опросы, дискуссии на интернет-форумах, фокус-группы). В-третьих, создайте отдел работы с претензиями по этическому качеству обслуживания. В некоторых торговых компаниях используют так называемых таинственных покупателей, которые и информируют об этических нарушениях. В-четвертых, ежегодно пересматривайте этический кодекс, чтобы исключить или изменить устаревшие правила. Наконец, не забывайте, что, если сам Генеральный Директор не следует утвержденным нормам, коллектив также не станет их соблюдать.

На первой странице этического кодекса компании Watson Telecom можно увидеть факсимильное обращение Генерального Директора компании, которое заканчивается словами: «У меня к тебе всего одна просьба — возьми ответственность за свою жизнь только на себя! Удачи! Андрей Савинов, Генеральный Директор». Это ли не мощная мотивация для персонала?

Структура этического кодекса (на примере этического кодекса компании IBS expert)

  1. Вводные положения (для чего предназначен этический кодекс компании и какие отношения он регулирует).
  2. Основные правила (правила этичной деятельности компании на рынке).
  3. Отношение к заказчикам (правила этичного поведения и обязанности сотрудника по отношению к клиентам компании).
  4. Отношение сотрудника к компании (правила этичного поведения и обязанности сотрудника по отношению к компании).
  5. Взаимоотношения между сотрудниками (как разрешать конфликты внутри коллектива и др.).
  6. Отношение компании к персоналу (правила поведения и обязанности руководства компании по отношению к сотрудникам).
  7. Заключительные положения (порядок ознакомления сотрудников компании с этическим кодексом и др.).


Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Чарлз Диккенс

Первое правило бизнеса — поступай с другим так, как он хотел бы поступить с тобой.

 

Сделать стартовой