Не оправдали ожиданий ( журнал Эксперт online, 27 июня 2008 )
Не оправдали ожиданий ( журнал Эксперт online, 27 июня 2008 )
После собрания акционеров топ-менеджеры АвтоВАЗа говорили о будущем компании. Оно оказалось туманно.
Денис Квасов, автор «Эксперт Online», «Эксперт Казахстан»
Долгожданный выход руководства АвтоВАЗа в новом составе в свет начался для журналистов с полуторачасового ожидания. Как выяснилось позже, уже после окончания собрания акционеров вновь избранный совет директоров предприятия провел первое заседание в новом составе, затем топ-менеджеры пообедали и лишь после этого они предстали перед фото— и телекамерами.
Изголодавшиеся в последнее время по точной информации о ВАЗе репортеры накинулись на президиум с острыми вопросами в надежде развеять все сомнения относительно перспектив крупнейшего автопроизводителя России. Но не тут-то было. Первым вступительное слово взял председатель совета директоров АвтоВАЗа и глава госкорпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов. Он вкратце подвел итоги деятельности завода за 2007 год, традиционно преподнося их в мажорной стилистике. «Продажи автомобилей достигли рекордного значения за всю историю АвтоВАЗа», – подчеркнул он, умолчав, впрочем, что рост продаж на 6,2% выглядит несколько бледно на фоне более чем 35−процентного роста авторынка в целом и 50−60−процентного увеличения продаж иномарок.
Вторым важным итогом 2007 года он назвал партнерство с концерном Renault-Nissan, которое стало возможно благодаря тому, что была решена проблема с перекрестной схемой владения акциями АвтоВАЗа. В этом Сергея Чемезова поддержал и председатель совета директоров группы компаний «Тройка Диалог» Рубен Варданян, который также вошел в новый состав совета директоров автозавода. «В 2005 году, когда к операционному управлению АвтоВАЗом пришел „Рособоронэкспорт”, стоимость завода составляла 1,1 млрд долларов, сейчас он уже стоит в пять раз больше, дальнейшие перспективы котировок акций я считаю положительными, этому будут способствовать и партнерство с Renault, и улучшение всех показателей деятельности завода», – отметил Варданян.
Третьим пунктом стало обсуждение нового проекта Сергея Чемезова по созданию в рамках «Ростехнологий» холдинга по выпуску автокомпонентов. По его словам, в новый холдинг, который будет базироваться в Самарской области, войдут некие активы АвтоВАЗа и КамАЗа, госпакет акций которого в ближайшее время перейдет в госкорпорацию. Любопытно и то, что организационными вопросами создания холдинга будет заниматься выходец из Самары и топ-менеджер РАО ЕЭС Владимир Аветисян. Он же, по словам Сергея Чемезова, скорее всего, станет его генеральным директором.
На этом позитив в общении с журналистами закончился. Представили прессы закидали Сергея Чемезова, Бориса Алешина и Карлоса Гона вопросами, однако ответы были, мягко выражаясь, расплывчатыми. Например, структура акционерного капитала будущего автокомпонентного холдинга, равно как и перечень активов, которые в него войдут, остались неназванными. Будущее модельного ряда АвтоВАЗа также не стало более понятным и четким. Борис Алешин лишь повторил уже известную информацию о том, что к 2012 году завод должен будет выпускать 1,2 млн автомобилей в год, а первым совместным детищем альянса АвтоВАЗ-Renault станет универсал на базе Renault Logan. Производство его должно стартовать в 2010 году.
Неприятным для патриотов отечественного автопрома стало и сообщение Бориса Алешина, что все сотрудничество тольяттинского завода с французским партнером строится исключительно на коммерческой основе. Лицензия на выпуск универсала будет приобретена у Renault за деньги, а не получена безвозмездно. Что же касается перспектив создания новых семейств автомобилей на унифицированной платформе класса В и С, то сейчас руководство АвтоВАЗа предпочитает вообще не говорить об этом. Собственно, даже факт выбора платформы компании Renault сейчас ставится под сомнение. Карлос Гон, отвечая на вопрос об условиях предоставления собственных наработок АвтоВАЗу, уклончиво ответил, что французская сторона готова к переговорам, на случай если АвтоВАЗу понадобится что-либо от партнера.
Стоимость лицензионного соглашения по универсалу, которое, кстати, еще только будет рассматриваться на внеочередном собрании акционеров автозавода в начале сентября, осталась неназванной. Отвечая на настойчивые вопросы журналистов, Борис Алешин сказал лишь: «Дорого… А что сейчас дешево?»
Не порадовали топ-менеджеры АвтоВАЗа и в вопросе локализации производства будущего универсала. По словам Алешина, «проводить локализацию под выпуск одной модели – нецелесообразно». То есть в Тольятти автомобиль, очевидно, будут просто собирать из машинокомплектов, импортируемых из Франции. Назвать такое сотрудничество взаимовыгодным и обогащающим АвтоВАЗ новейшими технологиями сложно.
Еще одно лицензионное соглашение с Renault должно быть подписано в сфере производства силовых агрегатов. АвтоВАЗу давно уже не хватает мощностей по выпуску двигателей, решить этот вопрос, видимо, придется самым простым, но и наименее эффективным способом – лицензионной сборкой французских моторов. Кстати, на каких мощностях будут собираться двигатели Renault, пока неясно. Впрочем, если в Тольятти будет производиться только сборка, возможно, хватит и действующих площадей. Главная проблема двигателестроительного производства АвтоВАЗа – литейный цех, если же «литейка» останется за французами – вопрос можно будет считать решенным (по крайней мере на время).
Не появилось ясности и в вопросе о наращивании сборочных мощностей под будущие модели АвтоВАЗа. Переговоры о покупке «Иж-авто», по словам Бориса Алешина, вошли в завершающую стадию, процесс аудита предприятия окончен, но назвать конкретные сроки и условия, равно как и итоги оценки, он вновь отказался. А Рубен Варданян добавил, что вопрос сейчас не в технических или производственных аспектах, а в финансовых. «Наша оценка этого актива и оценка продавца сильно отличаются», – заявил руководитель группы компаний «Тройка Диалог». Впрочем, тот факт, что единственным разногласием между АвтоВАЗом и группой СОК, владеющей «Иж-авто», является сумма сделки – давно уже секрет Полишинеля.
Подводя итоги, хочется отметить, пожалуй, главное, что разочаровало присутствовавших и автора этой статьи в частности. Уже третий год подряд из «вазовской высотки» слышится примерно одно и то же – реструктуризация акционерного капитала компании, реформа управления (кстати, решением собрания акционеров управляющая компания в Москве упразднена, а ее функции переданы Борису Алешину) и, что больше всего печалит, разработка стратегии развития предприятия. Конкретики в планах АвтоВАЗа как не было, так и нет. Даже приход стратегического партнера пока не принес особых дивидендов и не сильно ускорил прохождение всех процедур. А времени остается все меньше – иностранные автосборочные производства уже в ближайшие два года перегонят отечественный автопром по объему выпуска. Добавьте к этому продолжающий расти импорт и девятый вал вторичного рынка, который накроет Россию в те же два-три года, и картина получится отнюдь не радостная. Не пора ли ускоряться, господа?