Без спешки и криминала ( журнал Эксперт online, 11 августа 2008 )
Без спешки и криминала ( журнал Эксперт online, 11 августа 2008 )
Август прошлого года в Великом Новгороде, с его патриархальной тишиной, как никогда был жарким по накалу политических событий. В начале месяца, после 16 лет бессменного руководства Новгородской областью, ушел в отставку Михаил Прусак. Его сменил «варяг», заместитель министра сельского хозяйства РФ, 57-летний уроженец Нижнего Новгорода Сергей Митин. 8 августа 2007 года был первым рабочим днем губернатора Митина. Год спустя он, особо не жаловавший журналистов своим вниманием, подробно, искренне и подкупающе человечно рассказал, как он сам и весь регион прожил этот год, что удалось сделать и какие решения принять.
Ольга Колотнеча, собственный корреспондент журнала «Эксперт Северо-Запад» в Великом Новгороде.
Новый губернатор едва ли успел запомнить названия новгородских улиц, как ЧП небывалого масштаба [1] проверило его на прочность как управленца. 13 августа прошлого года, около 22.00 по местному времени сработало взрывное устройство перед «Невским экспрессом», следовавшим из Петербурга в Москву. «О чрезвычайном событии я узнал почти случайно, от заместителя Антона Земляка, обмолвившегося о подрыве «Невского экспресса» как бы случайно. Я несся по бездорожью на совсем не приспособленной для этого машине, а меня одолевали звонками из Кремля, правительства. Я не был уверен, что смогу добраться к месту взрыва – резина на автомобиле, как выяснилось позже, была совсем лысой. К месту ЧС мы все-таки добрались, эвакуацию пострадавших людей организовали с помощью муниципальной власти четко. Но этот факт показал, что в регионе толком не была налажена система оповещения и взаимодействия всех структур на случай ЧС», – поведал журналистам подробности тех событий Сергей Митин.
Губернатор только собрался подписывать указы о новых назначениях, выполняя главное поручение полпреда Клебанова, как из кабинета его вырвало новое ЧП: в Старорусском районе, в детском лагере «Лесная сказка» произошло массовое отравление детей [2]. Митин немедленно выехал на место происшествия, чем немало подивил местное чиновничество и руководителя областного комитета труда и социальной защиты населения. «И это ЧП показало – в регионе нет схемы взаимодействия структур власти, нет четкого представления, кто за что должен отвечать в подобной ситуации. И позже было много таких событий, когда приходилось торопиться, принимать экстренные решения, в том числе и кадровые. Ну не руку же мне было жать председателю комитета, отвечавшему за отдых детей, но, похоже, и понятия об этом не имевшем? Он был снят с работы, прокуратура возбудила уголовное дело».
Митин спешно формировал команду, оставив из прежней прусаковской только двоих чиновников – Владимира Алфимова и Антона Земляка. Расстались с постами и ряд председателей комитетов. В частности, Петр Алексеев, возглавлявший аграрный комитет, был уволен в первый же день знакомства нового губернатора с аппаратом. Наверное, бывшему замминистра сельского хозяйства России было известно, в каком упадке находится отрасль, бессменно руководимая Алексеевым. За истекший год кадровая политика Митина стала в регионе притчей во языцех. Версия губернатора такова: «Не хотел бы никого обижать, но наличие в регионе криминальных структур удерживало меня от предложений новгородских кандидатов, корни которых произрастали их ОПГ. Вы должны меня правильно понять. Да и сама жизнь заставляла принимать срочные кадровые решения. Не медаль же мне было давать председателю комитета по охране здоровья населения, если смертность в регионе – самая высокая в стране, а больные, спасаясь от холода, завешивают окна байковыми одеялами в городской больнице? Мне и самому неприятно, что пришлось принимать такие болезненные решения, наводить порядок жесткой рукой, но иного выбора просто не было». «Да, команда меняется, аппарат администрации области находится в стадии реорганизации, к этому надо привыкнуть и не драматизировать. Да, не все столичные специалисты смогли закрепиться в регионе. Но и Дон Кихотов либо сумасшедших, готовых ехать из столицы в провинцию, немного. Это объективно, что люди, приезжавшие сюда, в условия новгородских гостиниц, на 12−часовую напряженную работу с зарплатой, которая и стала много больше, но не идет ни в какое сравнение со столичной, не смогли выдержать темпов и условий жизни и Новгородской области. Тем не менее они привнесли много полезного, проработав здесь даже небольшой срок», – отметил Митин. Губернатор не скрывал, что кадровые перемены в администрации будут продолжаться. Но, учитывая то, что криминальная составляющая выведена из экономики региона, ставка при формировании команды теперь будет сделана на новгородские кадры. Таким образом, главную задачу, поставленную при назначении на пост полпредом президента на Северо-Западе Ильей Клебановым, Митин как бы выполнил.
Второе достижение – мир, достигнутый в отношениях с «Газпромом». «Как чиновник федерального уровня, могу сказать: в Новгородской области был очень слабый менеджмент, не сумевший осилить те правила игры, которые в то время существовали в стране. Плохие ли, хорошие, но правила работы правительство сформировало, федеральные программы, в которых участвовали все регионы, разработали. Новгородская же область почти не принимала участия в федеральных программах, деньги на развитие отраслей из федерального центра почти не поступали. Отрыжка (прошу прощения за такое определение) от такой работы ощущается и до сих пор на газификации региона», – заметил Митин. Только в феврале нынешнего года губернатору удалось снять напряжение во взаимоотношениях региона и «Газпрома», приобретшее хронический характер, встретившись с главой компании Алексеем Миллером. Подвижки в газификации области, где природное топливо имеют 9 муниципальных районов из 22 (47% – таков уровень газификации региона, он один из самых низких в России), уже налицо. В субботу природный газ после десятков лет ожидания получил южный – Шимский район области, на очереди – Солецкий и ряд других муниципалитетов. Больше того, выяснилось, что экс-чиновники администрации области так заморочили голову себе и людям, что те были уверены: даже если газ подведут в район, то провести его в дома будет невозможно из-за дороговизны. Суммы назывались астрономические. На деле оказалось, что стоимость подключения укладывается в 27 тыс. рублей. Для тех же, кому и эта сумма неподъемна (если совокупный доход семьи ниже прожиточного уровня), предусмотрена 50−процентная дотация. На нее в бюджете региона предусмотрены 11 млн рублей.
Прежняя же губернаторская команда не могла вести нормального диалога с «Газпромом» потому, что накопила долги за бытовой газ, не пыталась встроиться в инвестиционные программы монополиста, которые, как и федеральные, рассчитаны на софинансирование. Митину удалось не только снять остроту проблемы, но и договориться о 1,5 млрд рублей инвестиций «Газпрома» в строительство электростанции мощностью 1,2 ГВт, чтобы обеспечить регион электроэнергией с учетом перспектив развития экономики, и сделать энергобизнес еще одним источником пополнения бюджетных доходов.
Низкий уровень менеджмента команды экс-губернатора, как выяснилось из дальнейшего разговора, не позволил региону получить еще и 1,2 млрд рублей из федерального Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. «Руководители ЖКХ и чиновники, курирующие отрасль, не понимали, что нужно делать, насоздавали муниципальных организаций, которым намеревались передавать жилфонд», – сказал Митин. Поэтому проблема переселения новгородцев из ветхого и аварийного жилья остается как никогда острой. Но экстренные меры, предпринятые новой командой, привели к тому, что уже 12 муниципалитетов взялись за оформление заявок в федеральный фонд. Но прежде чем главы муниципальных образований дошли, как говорится, до «такой жизни», губернаторской команде пришлось изрядно попотеть.
Губернатор осознавал, что в первой половине года новгородцы, очевидно, не замечали результатов его напряженного труда, а, возможно, и раздражались, видя с экрана ТВ, как глава области только и делает, что подписывает соглашения, перерезает ленточки, закладывает символические камни. Он объяснил это тем, что шла подготовка к принятию объемных решений и действий. «Подписав соглашение с одним из банков, мы получили выгодный кредит 1,2 млрд рублей и смогли увеличить ассигнования на строительство дорог в четыре раза. Другое соглашение позволило получить дополнительных 100 млн рублей на ипотеку. В 2008 году объем ипотечных кредитов вырос на 40%. И в строительной отрасли – 28−процентный рост объемов, какого регион прежде не знал», – делится мыслями губернатор.
Но, пожалуй, самым очевидным результатом губернаторства стал полнокровный бюджет региона. Митин, пригласив столичных экспертов, быстро разобрался – бюджет Новгородской области был плохо ориентирован на решение множества социально-экономических проблем, не носил наступательного характера. И, скажем, в 2007 году прирос всего на 16,5% к предыдущему году. Бюджет 2008 года был уже другим – агрессивным, с ростом доходов на уровне 44%. Многим казалось – планку не одолеть. Результаты первого полугодия показали: бюджет сформирован на основе серьезных экономических расчетов, и впервые регион получил профицит в полмиллиарда рублей. Правда, один из вице-губернаторов занимался жестким налоговым администрированием, сказалась и работа комиссии по борьбе с «серыми» зарплатами. «Большая часть из сверхдоходов будет потрачена на социальные нужды, меньшая – на создание кластеров и индустриальных площадок. Иначе нам трудно догнать среднероссийскую зарплату, поскольку из 220 тыс. работающих в регионе 54 тыс. бюджетников с зарплатой около 11 тыс. рублей. А задача состоит в том, чтобы довести их зарплату до среднеобластной. Она, к слову, тоже растет динамично. Вот только что мне сообщили, что по полугодию поднялась до отметки 14,2 тыс. рублей. А за пять месяцев была 12,6 тыс. Чтобы вытащить бюджетников, будем включать и другие механизмы –переводить бюджетные организации в автономные учреждения, оптимизировать сеть организаций, дифференцировать оплату на конечный результат», – делился планами губернатор.
Отметил он и успехи в развитии муниципалитетов региона. Неоднозначную оценку новгородского сообщества получили заслушивания районов об их социально-экономическом развитии. Эта форма общения очень напоминала пресловутые заседания бюро обкомов. Но, считает Сергей Митин, такая форма помогла найти контакт с муниципалитетами, научить их глав системно готовить отчеты и наконец понять, за какую ниточку надо тянуть, чтобы процесс развития местной экономики шел активнее. «Делая отчет о социально-экономической ситуации в муниципальном районе, главы сбивались то на коров, то на спортивные сооружения, не умея выстроить модели доклада. И только теперь, когда отчеты стали системой, они постепенно научились формировать блоки тем, сопровождая их слайдами. Еще каких-нибудь три-пять месяцев назад мы об этом и думать не могли, приходилось прямо клещами вытаскивать из глав сведения о валовом продукте, уровне бюджетной эффективности предприятий, самом бюджете муниципалитета. Время потрачено не зря, главы освоились. И дальше мы намерены их нагружать еще больше проблемами газификации, транспорта, дорог и т. д. Да, приходилось проявлять жесткость, да, главы падали в обмороки, да, я их выгонял, но иначе мы бы не сдвинулись с места», – резюмировал целесообразность отчетов Сергей Митин.
Завершая разговор, Митин сказал, что проблем в регионе еще много, но время спешки, время экстренных решений уже миновало. Теперь есть возможность работать системно и спокойно.