Минтранс снимет директоров ( журнал Эксперт online, 21 августа 2008 )
Минтранс снимет директоров ( журнал Эксперт online, 21 августа 2008 )
Если авиаперевозчики не будут выполнять своих обязательств перед пассажирами
Сергей Колобков
Министерство транспорта РФ к середине 2009 года введет в действие все Федеральные авиационные правила (ФАП) — подзаконные акты к Воздушному кодексу, которые, в частности, ужесточат ответственность авиакомпаний перед пассажирами. Минтранс России, по словам директора департамента государственной политики в области гражданской авиации министерства Владимира Тасуна, будет претендовать на наделение ведомства полномочиями не только по приостановлению свидетельств эксплуатанта, но и по снятию с постов гендиректоров проштрафившихся компаний. К такой идее ведомство пришло после ситуации с долгами альянса AiRUnion.
Как рассказал вчера журналистам Владимир Тасун, 30 ФАП уже приняты и введены в действие. Принятие оставшихся десяти планируется завершить к концу первого полугодия 2009 года. В частности, до конца года Минтранс примет правила по составлению расписания полетов, которые наложат серьезные ограничения на перевозчиков, вплоть до полного запрета на деятельность, в случае невыполнения ими заявленного расписания. «Росавиация может отобрать допуск на международную линию, то же самое будет и по чартерам, — говорит Владимир Тасун. — Авиационные власти не используют ту власть в полной мере, которая им дана действующими документами. Последние случаи, которые сейчас происходят, приведут к ужесточению правил воздушных перевозок».
Речь, в частности, идет о ситуации с AiRUnion. На протяжении последних недель пассажиры авиакомпании сталкиваются с задержками и отменой ее рейсов из-за долгов авиаперевозчика за топливо. Вчера AiRUnion в своем сообщении извинилась перед пассажирами за задержки, отметив, что к образованию долгов привел резкий рост цен на топливо. При этом AiRUnion свои проблемы связывает и с процессом передачи госпакетов акций членов AiRUnion в «Ростехнологии». «Контрагенты компаний до сих пор не получили точной позиции госкорпорации относительно погашения кредиторской задолженности и были вынуждены прибегнуть к крайним мерам», — отмечается в сообщении альянса.
По словам представителя Минтранса, ситуация с AiRUnion должна быть проанализирована. Если будет доказано, что авиакомпания недобросовестно выполняла свои обязательства либо брала их на себя слишком много, не исключены жесткие меры в отношении нее вплоть до лишения свидетельства эксплуатанта. По словам Владимира Тасуна, в правительстве находится приказ, который предусматривает подобные санкции. В будущем же государство может получить право менять руководство российских авиаперевозчиков, которое довело свои компании до кризиса. «Государство будет иметь право говорить: или вы меняете гендиректора, или вам приостанавливаем свидетельство эксплуатанта», — отметил Владимир Тасун.
В компаниях, где государство является акционером, любые кадровые изменения возможны и сегодня, отмечает руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. «Персональную же ответственность за нарушения, влияющие на безопасность полетов, сейчас накладывает прокуратура, у которой есть достаточные полномочия по наказанию виновных. По-хорошему, надо скоординировать действия авиационных властей и транспортной прокуратуры — и тогда не надо писать новые правила», — считает эксперт.