Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


«Чтобы заработать, нужно усредняться» (газета "РБК daily", 6 ноября 2007)

«Чтобы заработать, нужно усредняться, (РБК daily)

Интервью с гендиректором УК «ВТБ Управление активами» Алексеем Шкрапкиным

8 ноября 2007

Растущий рынок коллективных инвестиций привлекает все большее число новых игроков. В этом году в борьбу за активы клиентов включились российские банковские группы, запустившие собственные линейки розничных продуктов. При этом на компании, входящие в структуру банковских групп, приходится все больший объем привлеченных средств клиентов. Например, за последние два месяца СЧА открытых фондов под управлением УК «ВТБ Управление активами», объявившей о выходе на рынок розницы только в конце сентября, выросла на треть, превысив 1 млрд руб., а суммарные активы под управлением компании составили 10,3 млрд руб. По мнению гендиректора УК «ВТБ Управление активами» Алексея Шкрапкина, именно крупнейшие банки, обладающие развитой сетью дистрибуции, в ближайшем будущем составят главную конкуренцию сегодняшним лидерам рынка. О перспективах рынка инвестиционных фондов АЛЕКСЕЙ ШКРАПКИН рассказал в интервью обозревателю РБК daily АЛЬБЕРТУ КОШКАРОВУ.

— Как вы оцениваете этот год для управляющих компаний? В чем особенности по сравнению с прошлым годом, когда инвесторы, привлеченные сверхприбыльностью рынка, активно шли в ПИФы? С чем связано то, что сейчас пайщики активно выходят из фондов?

— В этом году рынок не дал многим УК возможности показать те огромные прибыли, которые показывали фонды еще в первые месяцы 2007 года. Но многие игроки пытались как раз с помощью цифр прош¬лой доходности привлечь самых жадных инвесторов. И поэтому в фонды зачастую приходили не долгосрочные инвесторы, а спекулянты. Так что сейчас от текущей волатильности прежде всего страдают именно те компании, которые не имеют в штате инвестиционных консультантов и, соответственно, широкой сети дистрибуции. Интересно, что в компаниях, выстраивающих свои продажи на основе аффилированного банка, наблюдается несколько иная ситуация: если посмотреть на показатели привлечения у трех ведущих компаний, входящих в банковские альянсы, то у них оттоки минимальны. Это происходит за счет того, что их система дистрибуции была изначально рассчитана на работу с более лояльной и дисциплинированной частью инвесторов, которые научились понимать, что паи — это не инструмент спекуляций на волатильном рынке.

— Многие компании в этом году стремились максимально расширить продуктовую линейку. Например, УК «ВТБ Управление активами» в октябре начала продажу паев 11 открытых ПИФов. Связано ли это с желанием удержать день¬ги инвесторов, предложив им на выбор разные стратегии?

— На самом деле новые фонды создаются не для того, чтобы получить сразу значительный объем привлечения от инвесторов, а чтобы в любой момент времени иметь максимально широкий набор инвестиционных возможностей. Создание фонда предполагает очень трудоемкий процесс, на это надо время. Но если у компании появляется идея относительно улучшения перспектив определенного сектора или даже способа получения дохода, то, имея в своей линейке соответствующий фонд, управляющий может быстро сформировать наилучшим образом выстроенный портфель. В принципе, весь существующий спрос можно удовлетворить с помощью четырех типов фондов, но широкая линейка позволяет провести более точную инвестиционную настройку.

— Но каким образом клиент может сделать правильный выбор среди большого количества фондов и стратегий? Компании, как правило, ведь не дают своих рекомендаций пайщикам.

— Я считаю, что управляющие компании как раз должны давать рекомендации. В цепи инвестор — финансовый рынок должны быть организации, отвечающие за рекомендацию инвестору оптимального набора стратегий или фондов. В развитых экономиках это делают консультанты по управлению капиталом. У нас этого не делает почти никто. Я думаю, эту миссию как раз должны взять на себя управляющие компании или по крайней мере научить этому банковских консультантов.

— А куда вы можете посоветовать вкладываться сейчас? В какие ПИФы?

— Могу говорить только о собственных пристрастиях. Лично я всегда выбираю долгосрочную стратегию, которая в долгосрочной перспективе имеет максимальные шансы на успех. В первую очередь это фонды перспективных акций, вкладывающие в бумаги компаний малой и средней капитализации. Регулярно, вне зависимости от ситуации на рынке, я стараюсь передавать в доверительное управление часть средств, поскольку уверен, что в долгосрочной перспективе 5–10 лет все вырастет в цене в несколько раз. Чтобы заработать на этом интервале, нужно усредняться, не пытаясь ловить дно и пики.

— Будет ли УК «ВТБ Управление активами» предлагать инструменты для инвестиций в западные рынки? Например, последовать примеру УК «Ренессанс Управление инвестициями», которая предлагает ОФБУ?

— Я думаю, что ОФБУ создаются не от хорошей жизни, а просто чтобы обойти законодательные ограничения. Мы рассчитываем, что в ближайшее время российское инвестиционное законодательство станет более либеральным, и тогда мы предложим инвесторам фонды, ориентированные на международный рынок. Речь, конечно, не идет о региональных стратегиях, поскольку это предполагает определенный уровень компетенции. Сейчас ни один портфельный управляющий, находящийся в России, с россий¬ской аналитикой не способен самостоятельно переиграть региональный индекс, кроме российского. Поэтому наши продукты будут основаны на инвестировании в индексные фонды акций других стран и лучшие зарубежные неиндексные фонды, которые потенциально способны показать более высокий результат по сравнению с индексами MSCI.

— Как развернется конкурентная борьба между компаниями на российском рынке в ближайшие годы? Изменит ли расклад среди лидеров рынка приход иностранных компаний и крупных россий¬ских банков?

—Ключевым фактором успеха будет наличие у компании широкой и эффективной сети дистрибуции. Личное общение клиента с управляющей компанией более важно, чем, скажем, баснословная прошлая доходность или агрессивная реклама. Для долгосрочных инвесторов важно иметь постоянный контакт с компанией, а обслуживать десятки тысяч клиентов можно только имея большую сеть продаж и обслуживания. Поэтому многие крупные УК пытаются сформировать собственную сеть, но у таких игроков, как Газпромбанк, ВТБ или Сбербанк, уже есть в этом огромная фора. Поэтому, безусловно, компании, входящие в банковские группы, имеют все шансы на успех. Кроме того, конкуренция будет обостряться и за счет прихода таких глобальных игроков, как Societe Generale, Morgan Stanley, J.P. Morgan. Остальным игрокам, которые даже и входят сейчас в число лидеров, чтобы выжить, придется создавать какие-то альянсы или объединяться с иностранными компаниями, имеющими опыт дистрибуции и готовую продуктовую линейку. Правда, в перспективе с развитием дистрибьюторских сетей, которые будут продавать продукты всех участников рынка, значимость собственной сети, как ключевого фактора, уменьшится. В этом случае УК уже не будет сосредоточена исключительно на создании своей сети, а сможет больше внимания уделять качеству управления активами клиентов. Пока же у таких компаний всегда существует огромный риск, что потеряв дистрибьютора, они не смогут сохранить клиентскую базу.

 



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Шарль де Голль

Десять заповедей лишь потому так лаконичны, ясны и понятны, что были написаны без помощи советников и экспертов.

 

Сделать стартовой