Прозрачность кристалла ("Бизнес-журнал online", 13 сентября 2007)
Прозрачность кристалла (Бизнес-журнал online)
13 сентября 2007
Вера Колерова
Московский завод «Кристалл» предлагает любителям водки поиграть в новую СМС-игру: проверь подлинность продукции сам. Чтобы узнать, не контрафактная ли бутылка водки у вас на столе, достаточно отправить сообщение по мобильнику и ждать ответа.
Вкратце новая система проверки качества алкогольной продукции выглядит так: на все бутылки, произведенные на заводе «Кристалл», наклеиваются специальные стикеры с идентификационным кодом. Каждый код уникален. Стикер наклеивается таким образом, что открыть бутылку, не порвав его, невозможно. Любознательный и неленивый покупатель может стереть со стикера защитный слой и отправить идентификационный код по СМС на завод. Там код «пробивают» по базе данных, и если он в ней отсутствует, отправляют сообщение со словом «Контрафакт». Или — «Кристалл», если с кодом все в порядке.
Как заметил на пресс-конференции в «Интерфаксе» Дмитрий Добров, начальник отдела внешних связей ФГУП «Росспиртпром» (Росспиртпрому принадлежит 51% акций предприятия), с юридической точки зрения сообщение со словом «Контрафакт» ничего не значит. Тем, кто стал обладателем поддельной водки, придется пойти на завод, где проведут экспертизу, а потом обратиться в розничную точку или сразу в суд. Кроме того, он подчеркнул, что на цене продукции предпринятая заводом акция никоим образом не отразится. Дело в том, что стикеры будут изготавливаться на уже имеющемся оборудовании, которое ранее использовалось для производства акцизных марок старого образца. Стикеры от них по размеру и форме не отличаются, и обходиться заводу они будут в 15–35 копеек за штуку, как пояснил Дмитрий Добров.
Более-менее существенных затрат потребует только мобильная связь. Но для покупателей водки СМС будет стоить столько же, сколько и обычное сообщение. Ответ будет предоставляться бесплатно, по крайней мере пока, и быстро: в течение минуты.
Отдельно Дмитрий Добров остановился на сложности кода, который будет состоять почти из десятка латинских букв разного регистра. Так что набирать его лучше все-таки до начала распития «виновницы торжества», а не после, когда бдительность уже не та. Многозначность кода объясняется тем, что завод выпускает огромное количество водки — более 20 тысяч бутылок в месяц, и более короткий код очень быстро закончился бы. Впрочем, сложно представить себе, что россияне в массовом порядке начнут отправлять сообщения, тем более в разгаре веселья. Так что система скорее рассчитана на оптовых покупателей: уж они не преминут проверить хотя бы одну бутылку из приобретенного ящика.
«Мы не считаем эту систему нашей уникальной разработкой, — заметил Дмитрий Добров. — Она уже действует в Татарстане, в ряде стран ЕС, да и где-то в России, возможно. Но у нас есть преимущество: мы практически не используем аутсорсинг, то есть вся техническая поддержка акции — в рамках завода, вся аппаратура, технический персонал и т. д.».
Испытать систему СМС-проверки «Кристалл» решил на новой позиции — водке «Самокатная», выпуск которой начался в мае 2007 года. Стартовала акция 12 сентября. Остальную продукцию завода будут оснащать стикерами постепенно, первый этап начнется с 1 октября. До конца года планируется снабдить стикерами 50% продукции завода.
Необходимость дополнительных защитных мер на заводе объясняют изменениями в сфере государственного регулирования рынка алкоголя. Так, по словам Дмитрия Доброва, до декабря 2005 года на каждую бутылку водки наклеивалось две акцизные марки — федеральная и региональная. С 1 января 2006 года вступил в силу закон, согласно которому марка осталась одна — весь акцизный налог стал платить производитель. Кроме того, начала действовать ЕГАИС, для которой понадобилось ввести более длинный штрихкод. В итоге акцизная марка стала клеиться не на горлышко, а на гладкое поле бутылки. Таким образом, при вскрытии бутылки марка оставалась целой, чем не побрезговали воспользоваться контрафактники, которые разливали свое зелье в «акцизную» тару. «Активно стала использоваться «повторная тара». На это косвенно указывает тот факт, что в пунктах приема тары за бутылки из-под более дорогой водки платят больше», — рассказал Дмитрий Добров.
И все же, какими бы «кристально» честными ни казались намерения завода, кое-кто и здесь усмотрел вездесущий маркетинг. Мол, это не забота о потребителе, а самопиар. Так, «Новые Известия» цитируют председателя правления Конфедерации обществ по защите прав потребителей Дмитрия Янина: «Народ у нас едва ли станет «эсэмэсить» производителю. По-моему, это пример неудачного маркетинга, вряд ли связанного с борьбой с контрафактом». Кроме того, в статье «Новых Известий» сделан намек на то, что производители могут подзаработать на подобных проверках: к примеру, в Татарстане, где такая система уже введена, отправить СМС стоит пять рублей. Как говорится, с миру по нитке.
Главная страница Дайджеста журналов
Посмотреть все статьи этого раздела