«Очаково» по-баварски ( газета "РБК daily", 10 декабря 2007 )
«Очаково» по-баварски ( газета "РБК daily", 10 декабря 2007 )
В портфеле российского пивовара появится первая лицензионная марка
Олег Трутнев
Последний крупный российский производитель пива МПБК «Очаково» не теряет надежды отстоять свою долю на рынке. В середине этой недели компания намерена подписать соглашение о розливе лицензионного пива с баварской фирмой Koenig Ludwig International. Как стало известно РБК daily, «Очаково» будет разливать марку Kaltenberg, с которой баварцы уже предпринимали попытку выйти на российский рынок. Данный бренд станет первой лицензионной маркой в ассортименте «Очаково», в то время как в портфеле других крупных пивоваров лицензионные бренды уже давно занимают существенную долю.
«Очаково» — один из крупнейших производителей пива, слабоалкогольных и безалкогольных напитков в РФ. Согласно отчетности, за третий квартал 2007 года чистая прибыль составила 303,4 млн руб., выручка — 5,8 млрд руб. Основные марки — «Очаково», «Очаково-Премиум», «Жигулевское», «Ячменный колос», Altstein. Основные владельцы «Очаково» — президент компании Алексей Кочетов (38,06%), его дочь Инна Кочетова (вице-президент по маркетингу, 25%), ее муж Вячеслав Меркулов (член совета директоров, 5,84%), а также Нина Метленко (вице-президент по экономике, 23,86%).
По данным «Бизнес Аналитики», в стоимостном выражении на сегмент лицензионного пива в России в январе—октябре этого года приходилось 20,2% рынка, что на 3,2 процентных пункта больше аналогичного периода прошлого года. Лицензионные бренды сегодня есть в портфеле всех крупных пивоваров, работающих на российском рынке, «Очаково» же до последнего времени опиралось только на свои пивные марки. При этом доля компании на рынке пива на протяжении последних нескольких лет неуклонно сокращалась: в январе—сентябре 2007 года она составила 3,3% против 4% за тот же период прошлого года.
О решении «Очаково» подписать лицензионное соглашение с Koenig Ludwig стало известно в пятницу из сообщения российской компании. Соглашение касается розлива пива Kaltenberg на мощностях «Очаково», однако других подробностей в компании не приводят.
Стоит отметить, что Koenig Ludwig уже пробовала вывести бренд Kaltenberg на российский рынок в 2003 году. Тогда она заключила предварительное соглашение с новосибирской компанией «ВИНАП», по которому марку планировалось разливать на местном заводе «Собол бир». Ожидалось, что за первый год розлива завод произведет 500 тыс. дал Kaltenberg Pils и 2,5 млн дал пива Kaltenberg Royal Lager. Между тем дальше подписания соглашения у сторон дела не пошли. Возможно, этому помешала покупка «Собол бир» компанией Heineken в 2004 году. В настоящее время Kaltenberg разливается по лицензии на Украине и в Белоруссии.
Как отмечает руководитель пресс-службы ПК «Балтика» Алексей Кедрин, «продукция «Очаково» традиционно позиционировалась в массовом сегменте, поэтому премиализация портфеля с учетом роста доходов населения будет, безусловно, эффективным шагом». Между тем перспективы Kaltenberg в России эксперты рынка оценивают скептически. «Сейчас очень много лицензионных брендов, поэтому малоизвестному бренду будет очень тяжело с ними конкурировать», — считает директор по развитию дистрибуторской компании «Пивдом» Арсен Аветисов. По словам одного из участников рынка, Kaltenberg ни по объемам, ни по узнаваемости не входит в сотню мировых брендов.
По мнению аналитика ИК «Финам» Сергея Фильченкова, розлив баварской марки существенно не изменит позиций «Очаково», однако за счет вхождения в растущий примерно на 20% в год сегмент лицензионного пива компания имеет шанс улучшить свои финансовые показатели.