Звучное имя и добрые клерки ( газета "РБК daily", 11 декабря 2007 )
Звучное имя и добрые клерки ( газета "РБК daily", 11 декабря 2007 )
Нравятся клиентам банков
Наталья Старостина
Иностранные банки, развивающие розницу в России, оказывают более благоприятное впечатление на клиентов благодаря привлекательным брендам и внимательному персоналу. Российские же банки пока уступают по этим параметрам, но опережают зарубежных коллег по предлагаемым продуктам, отмечается в исследовании консалтинговой компании KPMG.
KPMG изучила пять банковских критериев, которые оставляют наиболее сильные впечатления у клиентов. Это банковский бренд (его позиционирование и усваиваемость), коммуникации (рекламные кампании банков и отображение бренда), окружение (дизайн отделений), предложение (удобство процесса продажи и предоставления услуг) и культура (отношение сотрудников к клиентам и доступность персонала).
Вчера KPMG презентовала исследование «Впечатления клиентов от розничного банковского обслуживания в России». В исследовании отмечается, что за последние пять-семь лет состояние рынка розничных банковских услуг в России существенно улучшилось: рынок стал более ориентирован на потребителя, однако еще не достиг международного уровня.
В ходе исследования выяснилось, что наиболее высокие оценки получили иностранные банки: в лидерах Международный московский банк (ММБ), Райффайзенбанк, Ситибанк и Абсолют Банк, общая оценка которых составляет 4,28 балла — 4,12 балла, 4,04 балла и 3,72 балла соответственно. Однако минусы в их обслуживании все же были, например общее предложение продуктов у иностранных банков выглядело стандартно, им не хватает вариаций для удовлетворения требований потребителя.
Российские банки обладают более продуманным предложением своих продуктов, но проигрывают иностранцам в категориях «культура», «бренд» и «коммуникации». Среди российских банков, которые оставляют наиболее благоприятное впечатление у клиентов: Альфа-банк, Бинбанк, Уралсиб, Московский банк реконструкции и развития, банк «Возрождение», банк «Русский стандарт», Банк Москвы, ВТБ 24 и Сбербанк.
В исследовании отмечается, что банки, имеющие наилучшие показатели по всем пяти категориям, сохраняют высокие цены в некоторых категориях предлагаемых продуктов. Покупатели, пользуясь их услугами, платят за впечатления: им больше нравится приходить в банк, обладающий привлекательным брендом, привлекательным и приемлемым портфолио продуктов, вежливым и внимательным персоналом, отмечается в документе KPMG.
«Результаты многих ранее проводившихся исследований показывают, что россияне действительно ожидают, что международные банки с их технологиями и опытом предлагают более качественный сервис. Такие банки также выглядят более системными, заходя к нам на рынок с серьезными вливаниями в бренд на самом старте их бизнеса в России», — говорит руководитель управления маркетинга Абсолют Банка Дина Сулейманова. По ее словам, российские банки, начинавшие бизнес в России с нуля, «взрослеют» постепенно и только самые крупные из них могут похвастаться действительно сильным брендом. «Все российские банки начали активно развивать розничный бизнес достаточно недавно, в последние три-пять лет, и то, что они смогли продемонстрировать значительный прогресс в этом направлении, говорит о том, что у нас хороший потенциал, — подчеркивает зампред правления банка «Возрождение» Николай Орлов.
Впечатления клиентов от работы российских розничных банков, 2007 г.
№ |
Название банка |
Оценка бренда |
Оценка коммуникаций |
Оценка окружения |
Оценка предложения |
Оценка культуры |
Общая оценка |
1 |
Альфа-банк |
4,49 |
4,78 |
4,60 |
4,42 |
4,58 |
4,57 |
2 |
ММБ |
4,45 |
4,40 |
4,18 |
4,10 |
4,25 |
4,28 |
3 |
Райффайзен Банк |
4,43 |
4,30 |
4,03 |
3,98 |
3,85 |
4,12 |
4 |
Ситибанк |
4,18 |
4,30 |
4,30 |
3,60 |
3,84 |
4,04 |
5 |
Бинбанк |
4,03 |
4,10 |
4,07 |
3,67 |
3,97 |
3,97 |
6 |
Уралсиб |
3,82 |
4,07 |
3,87 |
3,73 |
3,82 |
3,86 |
7 |
Московский банк реконструкции и развития |
4,20 |
3,73 |
3,73 |
3,27 |
4,20 |
3,83 |
8 |
Абсолют Банк |
4,27 |
4,27 |
3,80 |
3,13 |
3,13 |
3,72 |
9 |
«Возрождение» |
3,40 |
3,70 |
3,40 |
3,80 |
4,20 |
3,70 |
10 |
«Русский стандарт» |
3,35 |
3,35 |
3,50 |
3,55 |
3,95 |
3,54 |
11 |
Банк Москвы |
3,36 |
3,42 |
3,40 |
3,51 |
3,71 |
3,48 |
12 |
Импэксбанк (Райффайзен Банк) |
3,34 |
3,77 |
3,71 |
3,14 |
3,43 |
3,48 |
13 |
ВТБ 24 |
3,91 |
3,51 |
3,46 |
3,14 |
3,34 |
3,47 |
14 |
Сбербанк |
3,67 |
3,29 |
3,34 |
3,21 |
3,46 |
3,39 |
15 |
«Союз» |
4,15 |
3,50 |
3,15 |
2,95 |
2,95 |
3,34 |