Google исправит ошибки «Википедии» (сайт gazeta.ru, 18 декабря 2007)
Google исправит ошибки «Википедии» (сайт gazeta.ru, 18 декабря 2007)
Павел Лебедев
Google создает собственную онлайн-энциклопедию. В отличие от существующей на добровольные пожертвования «Википедии» Google будет зарабатывать на рекламе и привлечет к написанию статей экспертов. По мнению аналитиков, возможности Google по продвижению ресурса выше, чем у «Википедии».
Интернет-компания Google анонсировала старт инициативы по созданию базы знаний Knol, которая во многом будет похожа на бесплатную онлайн-энциклопедию «Википедия». Об этом сообщил в своем блоге вице-президент Google Уди Манбер. Knol будет содержать бесплатные статьи на различные темы, а пользователи смогут редактировать материалы, правда, в случае с Knol на это потребуется согласие первоначального автора. Сейчас инструмент для работы с данными Knol проходит бета-тестирование в закрытом режиме.
Единственное, что сейчас доступно в качестве примера нового сервиса, – первая статья для Knol, выложенная на корпоративном сайте Google. В ней идет речь про бессонницу, а ее автор –- профессор медицины Стэнфордского университета Рейчел Манбер.
В PR-агентстве «Маслов и партнеры», которое представляет интересы Google в России, рассказали «Газете.Ru», что старт Knol в сети состоится через два-три месяца.
Первоначально энциклопедия будет доступна только на английском языке, однако русский находится среди 14 приоритетных языков, на которых Google планирует локализовать сервис в первую очередь.
Главная особенность Knol – другая по сравнению с «Википедией» бизнес-модель. Google собирается зарабатывать на размещении рекламы на страницах Knol, в то время как «Википедия» – некоммерческий проект, существующий на деньги добровольных пожертвований.
Авторы статей Knol также будут материально заинтересованы в успехе проекта – Google планирует перечислять им определенный процент доходов от рекламы, если они согласятся размещать баннеры на страницах со своими материалами. При этом общая сумма вознаграждения будет зависеть от количества посещений той или иной страницы. Материалы в отличие от «Википедии» не будут анонимными, каждая статья будет сопровождаться именем автора и защищена правами интеллектуальной собственности.
Таким образом, в Google надеются привлечь к участию в проекте специалистов и повысить качество материалов.
Качество статей будут оценивать пользователи. В Knol возможно существование различных статей на одну и ту же тему, однако те, что получили наиболее высокие оценки, будут появляться первыми в результатах поиска.
Данни Салливан, аналитик Search Engine Land, считает, что Google будет использовать свой поисковик для продвижения Knol, сообщает онлайн-версия журнала Forbes. Аналитик отмечает, что Google распределяет результаты поиска в зависимости от количества ссылок на данный сайт на других веб-страницах. Салливан уверен, что Google не будет нарушать это правило, а просто использует популярность своего бренда для размещения ссылок на Knol-страницы на других ресурсах.
При этом аналитик отмечает опасную тенденцию, когда доставка и создание контента находится в одних руках.
Леонид Делицын в интервью «Газете.Ru» рассказал, что на рынке уже был пример онлайн-энциклопедии, построенной по бизнес модели Google – когда статьи пишут эксперты, а компания делит с ними доход от рекламы. Речь идет о проекте eHow, который, однако, не смог завоевать серьезной позиции на рынке.
«В случае с Google речь идет о несопоставимых финансовых возможностях и популярности бренда», – уверен Делицын. Аналитик отмечает, что тех, кому знаком бренд Google, гораздо больше, чем людей, знающих о «Википедии». «Таким образом, для новых пользователей первой онлайн-энциклопедией по умолчанию станет Knol», – подытоживает Делицын.
Аналитик iKS-Consulting Елена Крылова также высоко оценивает шансы Knol потеснить «Википедию». «Как правило, Google не просто копирует разработки конкурентов, а создает на их основе новые сервисы с расширенными возможности», – констатирует аналитик. К плюсам Knol Крылова также относит то, что по одной теме могут быть представлены различные мнения. Положительно оценивает эксперт и намерение привлечь к написанию статей экспертов.
Среди причин, побудивших Google создать Knol, Крылова отмечает не только стремление завоевать перспективный рынок, но и возможность получить прибыль, которую упускает «Википедия» из-за того, что не размещает рекламу на своих страницах.
Любопытно, что в марте 2007 года основатель крупнейшей онлайн-энциклопедии Джимми Уэльс объявил о том, что фонд «Википедия» собирается создать собственный поисковик, на результаты поиска в котором смогут влиять пользователи. Теперь же поисковый гигант Google озвучивает свои планы по разработке собственной энциклопедии.