Как не заблудиться в виртуальном пространстве ( журнал "Эксперт Online", 25 апреля 2008 )
Как не заблудиться в виртуальном пространстве ( журнал "Эксперт Online", 25 апреля 2008 )
Количество интернет-сайтов о недвижимости растет взрывообразно. Но зачастую они являются всего лишь дополнительным каналом распространения рекламных объявлений. Гораздо реже web-ресурсы служат источником объективной информации о рынке либо эффективным инструментом поиска объектов недвижимости.
Иван Силин, автор «Эксперт Online»
Риэлтеры, покоряющие интернет-пространство, до сих пор не могут договориться о создании мультилистинговой базы данных о квартирах, выставленных на продажу на вторичном рынке. Вместо единой системы функционирует несколько самостоятельных проектов, созданных при поддержке риэлтерских агентств, издателей профильных рекламных СМИ либо по инициативе частных лиц. Поскольку эта сфера деятельности никак не регулируется, то единственным контролером качества баз данных, предлагаемых потребителям, является совесть их создателей.
Наиболее активно плодятся и размножаются электронные базы данных, содержащие объявления о купле-продаже квартир на вторичном рынке. Софт, предлагаемый их разработчиками, позволяет изучать рынок самостоятельно. По оценкам генерального директора экспертного риэлт-бюро «Тактик & Практик» Гульнары Рахмангуловой, до 50% сделок на рынке недвижимости совершаются без участия агентств недвижимости. Правда, даже если самостоятельный поиск увенчается успехом, то сэкономить на комиссионных получится только при наличии специалиста по юридическому сопровождению сделки, готового оказать услугу за разумное и фиксированное вознаграждение. Риэлтеры за такую работу берутся неохотно либо заламывают неоправданно высокие цены.
Самые известные базы данных по вторичному рынку: WinNER (http://www.1014103.ru/ [1]), «Навигатор» (http://www.r2−navigator.ru/ [2]), «Реалпрайс-риэлтер» (http://www.realprice.ru/ [3]). Они сопоставимы по структуре и составу информации, зачастую дополняют друг друга. Базы включают объявления о выставленных на продажу квартирах и комнатах из печатных средств массовой информации («Из рук в руки» – http://www.irr.ru/ [4], «Квартира. Дача. Офис» – http://www.kdo.ru/ [5], «Недвижимость и цены» – http://www.dm-realty.ru/, «Квадратный метр» – http://www.m-2.ru/ [6]), а также эксклюзивные предложения от подписчиков – риэлтерских компаний. «Можно подписаться на базу по недвижимости и получить ту же самую информацию, что и профессиональные риэлтеры. Гораздо удобнее иметь все предложения в одной базе данных, чем рыться в кипе газет», – говорит руководитель ИАЦ «Реалпрайс» Владислав Шевцов.
Стоимость подписки варьируется несущественно: 2−3 тыс. рублей в месяц. В некоторых случаях можно подписаться на два дня (300 рублей) или неделю (около 600 рублей). Базы в режиме ежедневного обновления можно просматривать и бесплатно. Правда, контактная информация (либо какая-то ее часть) будет недоступна. Большинство баз данных снабжены широкими сервисными возможностями по публикации объявлений, поиску информации, отображению объектов на карте и фотографиях. По мнению руководителя интернет-отдела холдинга «Миэль» Виктора Щеблецова, в обозримом будущем различные базы будут неизбежно объединяться друг с другом. Возможно, появятся межрегиональные проекты.
Найти в интернете исчерпывающую информацию о рынке новостроек гораздо сложнее. Неискушенный интернет-пользователь будет непрерывно натыкаться на «пустышки», которые поддерживаются в автоматическом режиме, сайты, созданные риэлтерскими агентствами с целью продвижения конкретных объектов, а также ресурсы, утомляющие огромным количеством рекламных объявлений и баннеров. По запросу «новостройки Москвы» поисковые системы выдадут не один десяток сайтов, содержащих информацию о строительных проектах и фотокаталоги. Самые раскрученные: http://www.kvadroom.ru/ [7], http://www.mosr.ru/ [8], http://www.realto.ru/ [9], http://www.mosnovostroy.ru/ [10].
Поскольку большинство ресурсов страдает гигантоманией, будет весьма непросто найти необходимый объект по заданным параметрам, а рекламная направленность материалов почти наверняка помешает адекватно оценить потребительские качества объектов недвижимости. Один из наиболее распространенных недостатков – сильно устаревшая информация о ценах на недвижимость. Гораздо удобнее в этом смысле небольшие тематические проекты. Например, портал http://www.househunter.ru/ [11] – сайт о недвижимости, интегрированный с регулярно обновляемой базой столичных новостроек. Здесь же можно найти полезную справочную информацию (описания районов Москвы и городов Подмосковья, профили риэлтерских и строительных компаний и пр.).
Оценить плюсы и минусы выбранных вариантов можно, зарегистрировавшись на специализированных форумах. Заслуженной популярностью пользуется конференция на сайте http://www.auto.ru/ [12] (раздел «Недвижимость»), а также функционирующий на протяжении нескольких лет форум http://www.dom-forum.ru/. Много любопытной информации можно узнать на порталах, созданных соинвесторами строительства жилых комплексов (в качестве примеров: http://www.newtrehgorka.ru/ [13], http://www.domnabegovoy.ru/ [14], http://www.forum-eskm.ru/), а также на районных и городских интернет-форумах. Такие ресурсы легко найти с помощью поисковиков.
В помощь арендаторам жилья – сайт http://www.cian.ru/ [15]. Покопавшись в размещенной по этому адресу базе объявлений об аренде квартир и комнат всегда можно найти варианты «без посредников». То есть выйти на хозяев сдаваемого в аренду жилья. Благодаря этому ресурсу одной из моих знакомых недавно удалось найти небольшую квартиру в самом центре Москвы (на Гоголевском бульваре) по неприлично низкой для этого района цене – 35 тыс. рублей в месяц. Правда, до сих пор счастливая квартирантка не может избавиться от навязчивой мысли, что в условиях сделки был какой-то подвох.