«В России растет спрос на эксклюзивные машины» (газета "РБК daily", 13 ноября 2007)
«В России растет спрос на эксклюзивные машины» (РБК daily)
Интервью с директором по внешним связям Bugatti Automobiles S.A.S Джорджем Келлером
13 ноября 2007
Дмитрий Панов, Никита Афанасьев
В последние годы в России наблюдается интенсивный рост объемов продаж автомобилей. Эта тенденция не обошла стороной и сегмент эксклюзивных машин. В октябре в нашей стране начались официальные продажи автомобилей Bugatti, эксклюзивным импортером которых стала компания Mercury. О специфике работы автопроизводителя, его планах относительно России, а также о единственной выпускаемой им модели Veyron по цене от 1,7 млн евро корреспондентам РБК daily ДМИТРИЮ ПАНОВУ и НИКИТЕ АФАНАСЬЕВУ рассказал директор по внешним связям Bugatti Automobiles S.A.S ДЖОРДЖ КЕЛЛЕР.
— На презентации показывался ролик, в котором Veyron ездил по зимней дороге. Насколько эта машина готова к эксплуатации в зимних условиях?
— Этот автомобиль готов ездить и в зимних условиях, и в пустыне Африки.
— И мотор в наших зимних условиях будет также хорошо работать?
— Никаких проблем. Мы не можем выйти на рынок с машиной, которая неспособна работать в разных условиях.
— Почему вы пришли в Россию только сейчас, тогда как, например, Bentley привезла свои автомобили еще в 2002 году, а российские шоу-румы Ferrari и Maserati окрылись в 2004 году?
— Прежде всего, первая машина была поставлена в Россию в прошлом году. Ранее мы концентрировались на более классических рынках для продаж эксклюзивных автомобилей. Например, США, Япония, Европа, поскольку именно там в этом сегменте очень высокий спрос. Затем мы осознали, что в России на эти машины он тоже растет. Но мы не могли удовлетворить этот спрос, поскольку не имели представительства. Тогда мы решили его открыть и в вашей стране.
— Какой из рынков для вас наиболее приоритетен?
— Наиболее приоритетным рынком для нас являются США, как и для других мировых брендов эксклюзивных автомобилей. Он составляет около 35% продаж. Второе место занимает Европа, и в частности Великобритания и Германия. На них приходится большая доля продаж. При этом среди всех наших дилерских центров наибольшие показатели продаж в Лондоне. В США работает несколько дилеров, но каждый из них продал по несколько автомобилей. При этом единственный наш дилер в Великобритании, который находится в Лондоне, реализовал порядка 27—28 автомобилей.
— Может ли оказаться так, что в России желающих купить такой автомобиль окажется больше, чем в Америке?
— Такая ситуация вполне возможна, если спрос на эксклюзивные автомобили в России будет продолжать расти такими же темпами, как сейчас. По сравнению с другими рынками, где представлена марка Bugatti, кривая статистики роста продаж в этом сегменте значительно равномернее. Разумеется, если будет столь же динамичный рост, вполне возможно, что это произойдет.
— Каким образом построена схема распределения автомобилей среди клиентов? Существуют ли какие-то квоты?
— У нас нет никаких квот. Мы ориентируемся только на спрос. И не начинаем производство автомобиля, пока не получим на него заказ. Заказы поступают постоянно, и мы принимаем их по одному, по очереди. Например, если мы произведем 10 000 автомобилей, то не сможем выделить 5000 машин на США, 2000 на Европу. Производство машин ведется в зависимости от поступления заказов. Один заказ — одна машина.
— Какие планы объема производства Bugatti Veyron в мире?
— 50 машин в первый год. Во второй год мы планируем произвести 80—85. На сегодня клиентам было доставлено около ста автомобилей.
— Существует ли дефицит продукции Bugatti?
— В настоящее время спрос соответствует нашим производственным возможностям.
— В связи с увеличивающимся количеством дилеров, а соответственно и покупателей не придется ли увеличивать объем производства?
— Да, мы пытаемся увеличить объем производства автомобилей. Об этом свидетельствует тот факт, что на второй год запланировано произвести большее количество машин, чем в первый. Но мы не сможем в значительной степени его увеличивать, поскольку каждый автомобиль фактически собирается вручную. И мы, конечно, можем торопить конструкторов, сократить им обеденный перерыв, но от этого пользы будет немного. Так как наш приоритет — качество сборки, а не скорость, с которой она ведется.
— Но ведь это же бизнес, который приносит деньги. И если есть спрос, почему бы его не расширить?
— При существующей инфраструктуре это будет невозможно.
— Будет ли Veyron для России иметь какие-нибудь адаптационные технические изменения? Насколько он надежен и требователен в эксплуатации? Каков его ресурс?
— Адаптации не будет. Что касается ресурса, то одна из тестовых машин прошла 130 тыс. км за два года. Но можно сказать, что его трудно будет исчерпать, поскольку при эксплуатации будет сложно использовать весь потенциал машины. Мы ехали в Москву на этом Veyron, который сегодня стоит на презентации, неделю, преодолев около 2 тыс. км. Вместе с нами ехала еще одна машина — Audi RS4. Мы двигались быстро, но конечно, с намного меньшей скоростью, нежели Veyron может двигаться. RS4 постоянно приходилось поспевать за нами, и в итоге она израсходовала намного больше топлива, чем мы.
— При столь стремительном ускорении как ведет себя коробка передач? Насколько сильно ощущаются рывки при переключениях?
— На этой машине установлена коробка передач DSG, которая позволяет производить очень быстрые переключения. Из-за этого ускорения происходят без рывков и очень плавно. Это одна из особенностей машины. Я недавно ездил на Ferrari 599, и она не столь комфортна, поскольку очень сильно ощущаются переключения скоростей.
— В какой степени концерн Volkswagen, которому принадлежит Bugatti, участвовал в разработке Veyron? Другие компании принимали участие в этом процессе? Кто придумал машине такой дизайн?
— Изначальную концепцию автомобиля полностью развивал Volkswagen. Затем нам пришлось искать производителей, которые смогут создать нам то, к чему мы стремились. Детали и компоненты для нас изготавливают разные фирмы. Например, коробку передач нам поставляет из Великобритании фирма Ricardo. После того как бренд в 1998 году был куплен Volkswagen, у нас были четыре варианта дизайна, которые мы демонстрировали на различных автосалонах — три из них были предложены Ital Design, а четвертый вариант — самим Volkswagen, на нем мы в итоге и остановились. То есть машина полностью была спроектирована инженерами Volkswagen.
— Veyron имеет очень высокие скоростные характеристики, которые редко можно реализовать в жизни. Кому из клиентов это нужно? И какая из машин может стать его конкурентом?
— Если посмотреть на машину такой, какая она есть, то конкурентов у нее быть не может. Последнее, что нужно нашим клиентам, — это сама машина. Они уже имеют по несколько машин, на которых можно добраться из одного места в другое. Причем это эксклюзивные автомобили, такие как Rolls-Royсe, Ferrari, Porsche Carrera GT, Bentley и т.д. И вопрос в том, нужна ли им еще и такая машина? Но такие люди находятся. При этом не в меньшей степени их интересуют и технические возможности. Но есть еще коллекционеры. И когда они видят этот автомобиль, то говорят, что он им просто необходим. У нас есть клиент в США, который приобрел два таких автомобиля — один в коллекцию, а другой — чтобы ездить. Я бы себе тоже такую машину приобрел, если бы у меня были на нее деньги. Я не хотел бы об этом говорить, но первый клиент, который приобрел Bugatti в США, был выходцем из России. Я лично знаком с этим человеком, так как сам продавал ему эту машину. Единственный раз в своей жизни.
— Если для компании очевидны перспективы своего присутствия на российском рынке, то планирует ли она развивать дилерскую сеть? Или это будет только Москва и на этом все остановится?
— Почему же, мы не исключаем такой возможности. В настоящий момент мы здесь и очень этому рады.
— Приоритетный рынок определяется количеством продаж. Заказы из приоритетной страны принимаются в первоочередном порядке?
— Мы называем рынок приоритетным только за то, что на нем работаем многие годы и спрос на нем остается стабильно высоким. В силу традиций, в силу количества продаж. И если в России будет наблюдаться то же самое, российский рынок также будет причислен к нашему приоритетному рынку. Но это, конечно, будет зависеть только от показателей объемов продаж.
Кто будет обслуживать эти автомобили иностранные специалисты или российские сотрудники, прошедшие подготовку?
— Три этапа. Первый — это здесь, в России, и ваши специалисты. Второй — если поломку не удалось устранить, к ремонту подключатся иностранные специалисты. И третий — если она очень серьезная, машину отправляют на завод.
Bugatti — автомобильный бренд, который имеет более чем столетнюю историю. Его основатель, Этторе Бугатти, итальянец по происхождению, построил свой первый автомобиль в 1900 году. А в 1909 году был создан первый серийный Bugatti Type 10. Впоследствии после многочисленных взлетов в период после Второй мировой войны выпуск машин класса люкс резко сократился. В 1963 году предприятия были проданы. В начале 1990-х компания пережила второе рождение с появлением неординарного автомобиля ЕВ 110. В 1998 году торговую марку Bugatti приобрел концерн Volkswagen. В 2005 году стартовало серийное производство модели Veyron 16.4. В октябре 2007 года компания вышла на российский рынок.
- "Лебедянский" не попал в тройку (газета "РБК daily", 15 августа 2007)
- «Евробарометр» показывает бурю ( газета РБК daily, 17 апреля 2009 )
- «Евросеть» и X5 попали в рейтинг ( газета "РБК daily", 15 января 2008 )
- «Нутритек» потерял позитив ( газета РБК daily, 1 ноября 2008 )
- «Офис станет вторым домом, а дом -- офисом» (журнал "Секрет фирмы" № 44 (227), 12 ноября 2007)
- «Серая» Европа (газета "РБК daily", 30 октября 2007)
- 500 КРУПНЕЙШИХ КОМПАНИЙ РОССИИ - Версия-2007 (журнал "Финанс", №36 от 24-30 сентября 2007)
- HR идет на фронт ( журнал Эксперт online, 19 июня 2008 )
- Moody’s верит в Россию ( газета РБК daily, 27 октября 2008 )
- PPF оценила российские риски ( газета РБК daily, 29 сентября 2008 )
- S&P предупреждает ( газета РБК daily, 24 апреля 2009 )
- Абоненты бегают между операторами (сайт gazeta.ru, 18 августа 2007)
- Автомобиль — каждому ( журнал "Эксперт online", 10 января 2008 )
- Авторитеты из России (газета "РБК daily", 16 сентября 2007)
- Альфа-банк ответил за Россию ( газета РБК daily, 22 декабря 2008 )
- Американцы вспомнили ЮКОС (сайт gazeta.ru, 18 октября 2007)
- Антикризисные надежды ( газета РБК daily, 21 января 2009 )
- Аренда вместо ипотеки ( газета РБК daily, 19 января 2009 )
- Бананы, золото, наган (журнал «Секрет Фирмы», № 30(262) 4 августа 2008)
- Банк на проводе (журнал "Эксперт online", 17 сентября 2007)
- Банки теснят ТЭК (газета "РБК daily", 30 октября 2007)
- Банку России поставили тройку с плюсом ( газета РБК daily, 7 июля 2008 )
- Бедных становится меньше ( газета "РБК daily", 14 февраля 2008 )
- Без уверенности в завтрашнем дне ( газета РБК daily, 10 июля 2008 )
- Безработица выходит из-под контроля ( газета РБК daily, 5 марта 2009 )
- Бензин по 16 рублей ( газета РБК daily, 12 декабря 2008 )
- Беспокоят доллар и цены ( газета "РБК daily", 17 апреля 2008 )
- Бизнес в %% (журнал "Финанс",№39 от 15-21 октября 2007 )
- Бизнес растет как по линейке
- Богатые россияне (журнал "Эксперт online", 12 ноября 2007)
- Больше убыточных банков ( газета РБК daily, 5 марта 2009 )
- Быстрее, чем думали ( журнал "Эксперт online", 27 марта 2008 )
- В золото и жилье ( газета РБК daily, 13 августа 2008 )
- В новый год без водки ( газета РБК daily, 18 декабря 2008 )
- В паутине никотина (журнал "Деньги" № 45(651),19 ноября 2007)
- В России работают ради денег (сайт gazeta.ru, 16 апреля 2008)
- Вагонная экономическая зона (журнал «Деньги», № 15(670) 21 апреля 2008)
- Вдвое меньше новостроек ( газета РБК daily, 25 ноября 2008 )
- Високосный доход (журнал "Коммерсантъ-Деньги", № 50(656) 24 декабря 2007)
- Вкусная цена доллару ("Бизнес-журнал online", 10 июля 2007)
- Властелины финансовой погоды ( газета РБК daily, 6 апреля 2009 )
- Вопреки прогнозам ( газета РБК daily, 23 июля 2008 )
- Вопреки рейтингам (газета "РБК daily", 31 октября 2007)
- Восход солнца вручную ( журнал Эксперт online, 26 декабря 2008 )
- Все в школу ( журнал Эксперт Online, 18 марта 2009 )
- Выборгу светит «Возрождение» (газета "РБК daily", 30 октября 2007)
- Гадание на нефтяной гуще ( газета РБК daily, 29 декабря 2008 )
- Газеты свернут в пуговицу (сайт gazeta.ru, 27 февраля 2008)
- Гений-потребитель (журнал «Секрет Фирмы», № 14(246) 14 апреля 2008)
- Главное — темпы ( журнал "Эксперт online", 15 февраля 2008 )
- Глобальный взгляд ( журнал Эксперт Online, 14 октября 2008 )
- Год аферистов ( газета РБК daily, 26 декабря 2008 )
- Год без прибыли ( газета РБК daily, 26 марта 2009 )
- Два года дешевой нефти ( газета РБК daily, 20 ноября 2008 )
- Два тандема плюс один (журнал "Финанс", №39 от 15-21 октября 2007)
- Десять лет спустя ( газета РБК daily, 7 февраля 2008 )
- Дилеры выбрали Land Rover и АвтоВАЗ ( газета РБК daily, 28 августа 2008 )
- Доверяй, но проверяй ( газета "РБК daily", 25 марта 2008 )
- Доллар небезопасен ( газета РБК daily, 2 декабря 2008 )
- Дорого, да мило? (журнал "Управление компанией", №12 2007)
- Доходы граждан пошли вниз ( газета РБК daily, 22 декабря 2008 )
- Европа оценила «культурный рынок» (газета "РБК daily", 31 октября 2007)
- Животные страсти (журнал «Деньги», № 16(671) 28 апреля 2008)
- За деньги интереснее (сайт gazeta.ru, 23 января 2008)
- Загадки и отгадки госзаказа ( журнал "Эксперт online", 11 декабря 2007 )
- Заливка фундамента (журнал «Финанс», №21 (256) 2 - 8 июня 2008)
- Запас карман не тянет (журнал "Эксперт online", 31 октября 2007)
- Зерновой постулат ( журнал Эксперт Online, 30 марта 2009 )
- Золотая лихорадка ( газета РБК daily, 25 декабря 2008 )
- Золотая трансакция (журнал "Коммерсантъ ДЕНЬГИ", № 36 от 17 сентября 2007)
- Из деревни в мегаполис ( газета "РБК daily", 28 февраля 2008 )
- Инвестор на связи ( журнал "Эксперт Online", 8 апреля 2008 )
- Инвесторы уйдут из Америки (газета "РБК daily", 29 октября 2007)
- Инфляции дали высокую оценку ( газета "РБК daily", 24 апреля 2008 )
- Инфляцию сдержит бедность ( газета РБК daily, 12 января 2009 )
- Ипотека сошла на нет ( газета РБК daily, 22 апреля 2009 )
- Клуб миллиардеров 2007 (журнал "Финанс", №36 от 24-30 сентября 2007)
- Коварный кирпич ( журнал "Эксперт Online", 4 апреля 2008 )
- Когда перестанут покупать ( газета РБК daily, 16 октября 2008 )
- Кому принадлежит $1 трлн российского рынка (журнал "Финанс" №43 (229) 12 ноября - 18 ноября 2007)
- Конкурс со многими неизвестными ( журнал Эксперт online, 18 июля 2008 )
- Кормовое предупреждение (журнал "Коммерсантъ ДЕНЬГИ", №28 от 23 июля 2007)
- Королевские финансы ( газета РБК daily, 25 августа 2008 )
- Костыли оплатят всем (журнал "Финанс" №02 (237), 14 - 20 января 2008)
- Котлета для атлета (журнал "Коммерсантъ ДЕНЬГИ", № 35 от 10 сентября 2007)
- Кризис в молодости ( газета РБК daily, 20 февраля 2009 )
- Кризис добрался до статистики ( газета РБК daily, 24 ноября 2008 )
- Купить Германию на русские деньги (сайт gazeta.ru, 17 декабря 2007)
- Лжеоптимизм (журнал "Эксперт online", 15 ноября 2007)
- Лицо компании (газета "РБК daily", 11 октября 2007)
- Люди разглядели кризис ( газета РБК daily, 7 ноября 2008 )
- Малый бизнес процветает (газета "РБК daily", 2 ноября 2007)
- Мейджоры несут все больше расходов ( газета РБК daily, 5 сентября 2008 )
- Месяц до обвала ( газета РБК daily, 28 января 2009 )
- Миллиард голодных ртов ( газета РБК daily, 28 октября 2008 )
- Миллионы из толпы (журнал «Секрет Фирмы», № 13(245) 7 апреля 2008)
- Минус, но небольшой ( журнал Эксперт Online, 16 января 2009 )
- Мир работает «вчерную» ( газета РБК daily, 10 апреля 2009 )
- Мнимые настройки свободы (журнал "Эксперт online", 19 октября 2007)
- Мороз по стройке ( газета РБК daily, 29 апреля 2009 )
- Москва опередила Лондон ( газета РБК daily, 10 февраля 2009 )
- Москва уходит в минус ( газета РБК daily, 15 апреля 2009 )
- Московские отели — самые доходные в Европе ("Бизнес-журнал online", 5 октября 2007)
- Мособлдума не принимает звонки по межгороду (сайт gazeta.ru, 18 октября 2007)
- На дне ( журнал Эксперт Online, 16 февраля 2009 )
- На кого работать хорошо ( газета РБК daily, 31 января 2008 )
- На острие неопределенности ( журнал Эксперт online, 23 января 2009 )
- На пороге массового туризма ( журнал Эксперт online, 30 июля 2008 )
- Надежда рубля ( журнал Эксперт Online, 27 марта 2009 )
- Наркобароны разлюбили доллар ( журнал "Эксперт Online", 16 апреля 2008 )
- Не в деньгах счастье ( газета РБК daily, 5 февраля 2008 )
- Не верят в Деда Мороза ( газета "РБК daily", 29 декабря 2007 )
- Не гоните волну ( газета РБК daily, 21 ноября 2008 )
- Не дотянули ( газета "РБК daily", 2 июня 2008 )
- Не ешьте что попало (журнал "Эксперт online", №37 от 8 октября 2007)
- Не раньше чем через два года ( журнал Эксперт Online, 21 апреля 2009 )
- Неполные проценты ( газета РБК daily, 13 января 2009 )
- Нищета по-русски ( газета "РБК daily", 20 мая 2008 )
- Обвальная статистика ( журнал Эксперт Online, 16 декабря 2008 )
- Общее число поездок россиян за рубеж в 2007 году на 14% больше, чем в прошлом году ("Бизнес-журнал online", 31 августа 2007)
- Оптимизм потребления (сайт gazeta.ru, 29 апреля 2008)
- Островной закон электричества (журнал «Деньги», № 12(667), 31 марта 2008)
- Отельное дело (газета "РБК daily", 11 октября 2007)
- Оторванные от мира ( газета РБК daily, 4 декабря 2008 )
- Память о дефолте ( газета РБК daily, 14 августа 2008 )
- Пасты и ГОСТы (журнал "Коммерсантъ-Деньги" № 43(649), 5 ноября 2007)
- Переувольняли ( журнал Эксперт online, 26 января 2009 )
- Подрастающее пополнение ("Бизнес-журнал online", 17 сентября 2007)
- Покурить подешевле ( газета РБК daily, 30 апреля 2009 )
- Полмира на связи (газета "РБК daily", 30 ноября 2007)
- Помехи высшего порядка
- Потребители верят только друг другу ("Бизнес-журнал online", 3 октября 2007)
- Продолжаем потреблять ( журнал Эксперт Online, 18 декабря 2008 )
- Промышленность ждет дефолтов ( газета РБК daily, 28 ноября 2008 )
- Путин главнее ( газета РБК daily, 1 августа 2008 )
- Путин — первый! ( газета РБК daily, 4 сентября 2008 )
- Реже, но больше ( журнал "Эксперт online", 6 декабря 2007 )
- Рецессия затягивается ( газета РБК daily, 14 апреля 2009 )
- России дали новую оценку ( газета РБК daily, 18 июля 2008 )
- Россию захлестнет инфляция ( газета "РБК daily", 25 марта 2008 )
- Россия выключает плазму (сайт gazeta.ru, 27 сентября 2007)
- Россия удивила иностранцев ( газета РБК daily, 17 марта 2009 )
- Россия — двигатель торговли ( газета "РБК daily", 2 июня 2008 )
- Россия — не лучшее место для бизнеса ("Бизнес-журнал online", 27 сентября 2007)
- Россияне гордятся Россией (газета "РБК daily", 8 ноября 2007)
- Россияне готовятся к сокращению расходов ( газета РБК daily, 31 октября 2008 )
- Россияне отдают свои деньги только государству ("Бизнес-журнал online", 29 августа 2007)
- Россияне уважают “представителей самых гуманных профессий” ("Бизнес-журнал online", 20 сентября 2007)
- Русские продолжают вымирать ( газета "РБК daily", 13 декабря 2007 )
- Русский телефон дороже мирового (сайт gazeta.ru, 24 января 2008)
- Рынок M&A идет на рекорд (газета "РБК daily", 1 ноября 2007)
- Самые акционерные общества (журнал "Финанс", №39 от 15-21 октября 2007)
- Синдром ADD в российском бизнесе или скрытый raiding нематериальных активов у собственных менеджеров (журнал Top-manager №9(75), 10 октября 2007)
- Сорить деньгами или инвестировать? (журнал Top-manager № 9(75), 10 октября 2007)
- Социальный пузырь лопнул ( газета РБК daily, 26 декабря 2008 )
- Сочи и стабильность (журнал "Эксперт online", 28 ноября 2007)
- Спасибо, провинция! (журнал "Финанс" №06 (241), 11 - 17 февраля 2008)
- Специалисты в экспортном исполнении (журнал "Коммерсантъ ДЕНЬГИ", № 34 от 3 сентября 2007)
- Среднеклассники.жду (журнал «Секрет Фирмы», № 22 (254) 9 июня 2008)
- Старое или новое: полная модернизация (журнал "Финанс", №36 от 24-30 сентября 2007)
- Сто компаний поделили полмиллиарда долларов ( газета "РБК daily" 12 сентября 2008 )
- Столичной пробке штопор не поможет ( газета РБК daily, 19 сентября 2008 )
- Страховщика может обмануть каждый (газета "РБК daily", 1 ноября 2007)
- Страшная статистика ( журнал Эксперт Online, 5 декабря 2008 )
- Счастье дешевеет ( газета РБК daily, 29 апреля 2009 )
- Счет на миллионы ( газета РБК daily, 25 июня 2008 )
- США вернули первенство (газета "РБК daily", 1 ноября 2007)
- Таблеткой в десятку ( газета РБК daily, 22 августа 2008 )
- Тайны супермаркетов-2 (журнал «Деньги», № 15(670) 21 апреля 2008)
- Такого темпа роста зарплат никто не ожидал (журнал «Деньги», № 5(660) 11 февраля 2008)
- Топливные войны (газета "РБК daily", 29 октября 2007)
- Тревожные сигналы Росстата ( журнал Эксперт Online, 16 апреля 2009 )
- Три коварных поросенка ( журнал "Эксперт Online", 15 апреля 2008 )
- Тридцатибанкирщина ( газета РБК daily, 10 декабря 2008 )
- Трудящиеся женщины всей земли ( журнал "Эксперт online", 7 марта 2008 )
- Тяжелая дорога к игре ( журнал "Эксперт online", 27 марта 2008 )
- Убытки и никаких покупок ( журнал Эксперт online, 4 февраля 2009 )
- Ухаживают все! ("Бизнес-журнал online", 19 сентября 2007)
- Фьючерс в тумане (журнал "Коммерсантъ-Деньги", № 2(657) 21 января 2008)
- Хватит советских заводов! ( журнал Эксперт online, 5 февраля 2009 )
- Цены задавили оптимизм ( газета РБК daily, 20 августа 2008 )
- Цены съели продукты (сайт gazeta.ru, 15 апреля 2008)
- Цунами на рынке труда ( журнал Эксперт Online, 11 марта 2009 )
- Чахнущие над златом (журнал "Финанс" №40 (226), 22 - 28 октября 2007)
- Четверка с минусом (журнал "Коммерсантъ ДЕНЬГИ", №30 от 6 августа 2007)
- Шевелюрные украшения (журнал «Деньги», № 12(667), 31 марта 2008)
- Шестой среди своих (газета "РБК daily", 6 ноября 2007)
- Экономике нужен слабый пол (газета "РБК daily", 12 ноября 2007)
- Экспансия с полным пансионом (журнал "Коммерсантъ-Деньги", № 2(657) 21 января 2008)
- Электричество подорожает втрое (газета "РБК daily", 27 ноября 2007)
- Эстония испугалась охраны (газета "РБК daily", 30 октября 2007)
- Это не сговор, а естественный рост (сайт gazeta.ru, 9 января 2008)