Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Костыли оплатят всем (журнал "Финанс" №02 (237), 14 - 20 января 2008)

Костыли оплатят всем (журнал "Финанс" №02 (237), 14 - 20 января 2008)

Ксения Леонова

Страховщики и туроператоры решили поберечь свою репутацию и к летнему туристическому сезону грозятся перейти на единый полис для выезжающих за рубеж – более дорогой, но небесполезный.

Упал, очнулся – гипс!». Герою советского комедийного блокбастера действительно повезло: «медицинскую помощь» в турпоездке ему оказали быстро и безболезненно. Еще и материальными ценностями снабдили, которые сценарист все равно «изъял» в доход государства. Был ли у персонажа Юрия Никулина полис страхования выезжающего за рубеж, доподлинно неизвестно, но даже если и был, вряд ли иноземных «костоправов» он интересовал.

У современного russo turista страховка, как правило, есть, но от этого не многим легче. В большинстве случаев клиенты турфирм относятся к страхованию как к формальности: требует страна пребывания такую бумажку – ну так пусть ее получит. Что реально дает полис, интересуются немногие. И лишь малая часть этих немногих получает исчерпывающую и объективную информацию. А она подчас пугает.

Настораживает цена. Сейчас в ходу полисы двух категорий: со страховой суммой в $15 тыс. – его предлагают туристам, которые направляются в страны «бюджетного» отдыха (в Египет или Турцию, например); и с суммой в 30 тыс. евро – для выезжающих в более «дорогие» страны. Средние по рынку тарифы колеблются на уровне $0,3–0,4 в день. Но, как отмечает председатель совета директоров UTS Group Алексей Крылов, некоторым туроператорам удается договориться со страховщиками на $0,15–0,2 в день. Демпинг? Отнюдь. Это сверхдешевые продукты, в которых обязательства страховой компании сведены к минимуму, а значит, помощь от нее клиент получит далеко не всегда, не везде и уж точно не всю.

Руководитель дирекции страхования путешествующих Военно-страховой компании Марина Меликьян отмечает, что один из самых частых подвохов связан с лечением обострения хронических заболеваний. Например, в договорах используется хитрая формулировка: дескать, страховое покрытие распространяется на случаи, сопряженные с угрозой для жизни. Проблема, однако, в том, что обострение – вещь объективная, а угроза для жизни – когда как. Некоторые клиенты впоследствии пытаются доказать наличие таковой в суде.

Другой широко практикуемый способ снизить издержки компании – установить невысокие лимиты на лечение, например, довольно распространен лимит в $1000 (или евро). Такие суммы смущают даже самих страховщиков. «С сердечным приступом можно неделю проваляться в реанимации, где только один день стоит $1000», – говорит Марина Меликьян. Но ведь ничего противозаконного в этом нет (так же, кстати, как и во франшизах, избавляющих компании от многочисленных мелких выплат в $150–500). Просто рынок хотел дешевую страховку – он ее получил.

Рынок перехотел. Разгневанные туристы, не получившие помощь в желаемом объеме, звонят туроператору, где робкий диспетчер рекомендует им обращаться к страховщику. В страховой компании зачитывают выдержки из договора, уверяя, что никаких оснований для выплат нет. Но так можно поступить с одним, двумя, тремя и, возможно, с несколькими тысячами человек, а дальше начинаются проблемы – рост клиентской базы замедляется. Вот они – репутационные риски. Что же мешает повысить качество? Разумеется, конкуренты, у которых тарифы ниже, и клиенты, в большинстве своем изучающие правила страхования уже на больничной койке.

Однако выход есть. Пусть не совсем рыночный, зато универсальный – ввести минимальные, но не слишком низкие стандарты услуг. Вопросом озадачилась рабочая группа при Ассоциации туроператоров России (АТОР). В эту группу входят представители крупнейших игроков рынка, имеющие на нем примерно 70-процентную долю, страховщики и чиновники из Ростуризма. Все нормы, которые им удастся (если удастся) выработать, очевидно, станут едиными для всех.

Для начала группа определилась с минимальным набором услуг, которые должны входить в страховку. Сразу видно – старались. Достаточно сказать, что типовой полис будет покрывать расходы на экстренную стоматологию (при сумме 30 тыс. евро лимит составит 200 евро), прокат костылей и колясок, медикаменты, экстренный перелет в Россию в связи с болезнью близкого человека, эвакуацию детей, оставшихся без родителей. Перечень, естественно, не полный. Теперь вопрос в наборе рисков, покрываемых страховкой.

Самый спорный аспект – цена вопроса. Операторы, которым важно снизить общую стоимость тура, хотят, чтобы тарифы были пониже, страховщики, которым, ежели что, платить – чтобы повыше. Пока компании сговорились на $0,56 в день за полис со страховой суммой $15 тыс., и на 1 евро при сумме 30 тыс. евро.

Разработку стандартов рабочая группа при АТОР рассчитывает завершить во втором квартале 2008 года.

Крупнейшие операторы по страхованию выезжающих за рубеж в I полугодии 2007 года

Компания

Премии по договорам страхования, млн руб.

Выплаты, млн руб.

Количество заключенных договоров, тыс. шт.

Отношение выплат к сборам, %

Средняя премия по договору, руб.

 

1

Ингосстрах

142,24

65,80

336,06

46

423

2

Ресо-гарантия

94,72

53,34

488,39

56

194

3

Военно-страховая компания

83,81

20,74

103,61

25

809

4

Росно

60,29

17,55

353,49

29

171

5

Ренессанс-страхование

53,28

9,63

119,16

18

447

6

Стандарт-резерв

28,78

11,90

51,15

41

563

7

АльфаСтрахование

21,86

4,61

53,33

21

410

8

Авикос

17,63

5,81

53,29

33

331

9

Русский мир

17,53

2,50

 

14

 

10

Югория

14,00

1,15

31,92

8

438

 



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

И. В. Гете

Средь малых действуя, мельчаешь. А среди больших и сам растешь.

 

Сделать стартовой