Костыли оплатят всем (журнал "Финанс" №02 (237), 14 - 20 января 2008)
Костыли оплатят всем (журнал "Финанс" №02 (237), 14 - 20 января 2008)
Ксения Леонова
Страховщики и туроператоры решили поберечь свою репутацию и к летнему туристическому сезону грозятся перейти на единый полис для выезжающих за рубеж – более дорогой, но небесполезный.
Упал, очнулся – гипс!». Герою советского комедийного блокбастера действительно повезло: «медицинскую помощь» в турпоездке ему оказали быстро и безболезненно. Еще и материальными ценностями снабдили, которые сценарист все равно «изъял» в доход государства. Был ли у персонажа Юрия Никулина полис страхования выезжающего за рубеж, доподлинно неизвестно, но даже если и был, вряд ли иноземных «костоправов» он интересовал.
У современного russo turista страховка, как правило, есть, но от этого не многим легче. В большинстве случаев клиенты турфирм относятся к страхованию как к формальности: требует страна пребывания такую бумажку – ну так пусть ее получит. Что реально дает полис, интересуются немногие. И лишь малая часть этих немногих получает исчерпывающую и объективную информацию. А она подчас пугает.
Настораживает цена. Сейчас в ходу полисы двух категорий: со страховой суммой в $15 тыс. – его предлагают туристам, которые направляются в страны «бюджетного» отдыха (в Египет или Турцию, например); и с суммой в 30 тыс. евро – для выезжающих в более «дорогие» страны. Средние по рынку тарифы колеблются на уровне $0,3–0,4 в день. Но, как отмечает председатель совета директоров UTS Group Алексей Крылов, некоторым туроператорам удается договориться со страховщиками на $0,15–0,2 в день. Демпинг? Отнюдь. Это сверхдешевые продукты, в которых обязательства страховой компании сведены к минимуму, а значит, помощь от нее клиент получит далеко не всегда, не везде и уж точно не всю.
Руководитель дирекции страхования путешествующих Военно-страховой компании Марина Меликьян отмечает, что один из самых частых подвохов связан с лечением обострения хронических заболеваний. Например, в договорах используется хитрая формулировка: дескать, страховое покрытие распространяется на случаи, сопряженные с угрозой для жизни. Проблема, однако, в том, что обострение – вещь объективная, а угроза для жизни – когда как. Некоторые клиенты впоследствии пытаются доказать наличие таковой в суде.
Другой широко практикуемый способ снизить издержки компании – установить невысокие лимиты на лечение, например, довольно распространен лимит в $1000 (или евро). Такие суммы смущают даже самих страховщиков. «С сердечным приступом можно неделю проваляться в реанимации, где только один день стоит $1000», – говорит Марина Меликьян. Но ведь ничего противозаконного в этом нет (так же, кстати, как и во франшизах, избавляющих компании от многочисленных мелких выплат в $150–500). Просто рынок хотел дешевую страховку – он ее получил.
Рынок перехотел. Разгневанные туристы, не получившие помощь в желаемом объеме, звонят туроператору, где робкий диспетчер рекомендует им обращаться к страховщику. В страховой компании зачитывают выдержки из договора, уверяя, что никаких оснований для выплат нет. Но так можно поступить с одним, двумя, тремя и, возможно, с несколькими тысячами человек, а дальше начинаются проблемы – рост клиентской базы замедляется. Вот они – репутационные риски. Что же мешает повысить качество? Разумеется, конкуренты, у которых тарифы ниже, и клиенты, в большинстве своем изучающие правила страхования уже на больничной койке.
Однако выход есть. Пусть не совсем рыночный, зато универсальный – ввести минимальные, но не слишком низкие стандарты услуг. Вопросом озадачилась рабочая группа при Ассоциации туроператоров России (АТОР). В эту группу входят представители крупнейших игроков рынка, имеющие на нем примерно 70-процентную долю, страховщики и чиновники из Ростуризма. Все нормы, которые им удастся (если удастся) выработать, очевидно, станут едиными для всех.
Для начала группа определилась с минимальным набором услуг, которые должны входить в страховку. Сразу видно – старались. Достаточно сказать, что типовой полис будет покрывать расходы на экстренную стоматологию (при сумме 30 тыс. евро лимит составит 200 евро), прокат костылей и колясок, медикаменты, экстренный перелет в Россию в связи с болезнью близкого человека, эвакуацию детей, оставшихся без родителей. Перечень, естественно, не полный. Теперь вопрос в наборе рисков, покрываемых страховкой.
Самый спорный аспект – цена вопроса. Операторы, которым важно снизить общую стоимость тура, хотят, чтобы тарифы были пониже, страховщики, которым, ежели что, платить – чтобы повыше. Пока компании сговорились на $0,56 в день за полис со страховой суммой $15 тыс., и на 1 евро при сумме 30 тыс. евро.
Разработку стандартов рабочая группа при АТОР рассчитывает завершить во втором квартале 2008 года.
Крупнейшие операторы по страхованию выезжающих за рубеж в I полугодии 2007 года
Компания |
Премии по договорам страхования, млн руб. |
Выплаты, млн руб. |
Количество заключенных договоров, тыс. шт. |
Отношение выплат к сборам, % |
Средняя премия по договору, руб. |
|
1 |
Ингосстрах |
142,24 |
65,80 |
336,06 |
46 |
423 |
2 |
Ресо-гарантия |
94,72 |
53,34 |
488,39 |
56 |
194 |
3 |
Военно-страховая компания |
83,81 |
20,74 |
103,61 |
25 |
809 |
4 |
Росно |
60,29 |
17,55 |
353,49 |
29 |
171 |
5 |
Ренессанс-страхование |
53,28 |
9,63 |
119,16 |
18 |
447 |
6 |
Стандарт-резерв |
28,78 |
11,90 |
51,15 |
41 |
563 |
7 |
АльфаСтрахование |
21,86 |
4,61 |
53,33 |
21 |
410 |
8 |
Авикос |
17,63 |
5,81 |
53,29 |
33 |
331 |
9 |
Русский мир |
17,53 |
2,50 |
|
14 |
|
10 |
Югория |
14,00 |
1,15 |
31,92 |
8 |
438 |