В России работают ради денег (сайт gazeta.ru, 16 апреля 2008)
В России работают ради денег (сайт gazeta.ru, 16 апреля 2008)
Екатерина Мереминская
Большинство россиян работает только ради денег – удовольствие от своего труда получает лишь каждый десятый. Этот факт – очередное свидетельство бедности россиян. Пока человек не заработал на самое необходимое, он ощущает сильную зависимость от места своей работы как источника дохода и боится бросить ее ради поиска занятия по душе.
Деньги становятся все более важным фактором при выборе работы для россиян, а престиж и надежность компании отходят на второй план. Как показало исследование Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведенное в апреле 2008 года, все больше россиян предпочитают крупные суммы, пусть и без гарантий на будущее, скромной, но стабильной зарплате. Количество поклонников большого куша увеличилось до 34% с 23% в 1999 году. Противоположную модель трудовой мотивации в 1999 году выбирали 60%, а теперь лишь 44%. Больше становится и тех, кто готов вести собственное дело на свой страх и риск, их доля возросла с 6% до 10%.
Но и те, и другие трудятся по преимуществу исключительно ради денег.
Большинство россиян прямо говорят, что воспринимают свою работу только как источник средств к существованию.
Такое определение выбрало 64% опрошенных. Еще 3% называют работу «неприятной обязанностью» и, если бы могли, вообще бы не работали. 13% смиряются с необходимостью трудиться, но признают, что это не главное в их жизни. И лишь 12% респондентов получают удовольствие от своих служебных обязанностей. Они ответили, что «работа важна и интересна сама по себе, независимо от оплаты».
При этом чем меньше люди получают, тем чаще они трудятся исключительно ради денег.
В группе с доходами до 1500 рублей на члена семьи в месяц таких 74%, а среди тех, кто имеет свыше 5000 рублей, – уже 62%. В первой группе удовольствие от работы получают лишь 6%, а в более обеспеченной – 14%.
Дело не только и не столько в том, что за интересную работу больше платят, объясняют эксперты кадрового рынка. Выявленная ВЦИОМом зависимость подтверждает актуальность знаменитой «пирамиды Маслоу», представляющую собой иерархию потребностей человека: сначала физиологические, затем потребность в безопасности и защите, социальной поддержке, уважении и признании, и, наконец, в самовыражении.
«До тех пор, пока человек не достигает определенного уровня жизни, при котором критические жизненные потребности в пище, жилье, образовании решены, его внимание в значительной мере сосредоточено на зарабатывании нужных для этого средств.
На этом этапе человек ощущает сильную зависимость от места своей работы как источника своего дохода и рассматривает его смену в поисках дела «по душе» как высокий риск лишиться необходимого.
В такой ситуации люди чаще готовы мириться с некомфортными условиями труда и отсутствием заинтересованности в самом его предмете», – объясняет президент кадровой компании АВЕНИР Максим Степанов. «Люди, у которых зарплата выше, уже удовлетворили потребности низших ступеней. Их начинает интересовать самореализация, которая находится на вершине пирамиды, – подтверждает директор по управлению персоналом России и СНГ компании «Диболд Селф-Сервис СНГ» Ксения Шматкова. – Большая зарплата, как правило, означает высокие должности. А руководители думают о том, что и как они делают, и только потом уже «за сколько». К тому же, у такого человека появляется «запас прочности», когда уровень страха потерять работу существенно снижается, и, следовательно, появляется возможность выбрать более интересную или комфортную работу.
Таким образом, отношение россиян к работе свидетельствует о том, что большинство из них пока не заработали на самое необходимое.
Впрочем, есть и дополнительные объяснения. То, что большинство россиян волнуют, в первую очередь, деньги – признак того, что мы находимся на капиталистической стадии развития общества.
«В расцвете капиталистического этапа материальная составляющая мотивации превалирует и встречается у большинства людей», – напоминает старший консультант практики развития лидерства компании RosExpert Елена Мандрикова. Вполне возможно, что в этом отношении проявляется и отторжение обществом труда во имя идеи, декларированного в СССР.
Сколько времени уйдет на то, чтобы «уравновесить» советский период, эксперты сказать не берутся. «В другие моменты развития компании и государства в целом диверсифицируют мотивирующие факторы. Может быть, и нас в скором будущем ждут изменения. Многие компании, например, отказываются от материальных подарков своим партнерам, предпочитая участвовать в благотворительных акциях. Вполне возможно, что это и есть индикатор смещения в сторону духовных ценностей», – отмечает Мандрикова.