Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Россия — двигатель торговли ( газета "РБК daily", 2 июня 2008 )

Россия — двигатель торговли ( газета "РБК daily",  2 июня 2008 )

По объему ввода торговых площадей страна заняла первое место в Европе

Елена Прогонова

По итогам 2007 года Россия обогнала европейские страны по объемам ввода торговой недвижимости — за год в стране было сдано более 1,84 млн кв. м. В ближайшие два года в российских городах откроется еще порядка 3,2 млн кв. м торговых цент­ров, подсчитали эксперты Cushman & Wakefield. Проекты в регионах сулят высокие дивиденды: прогнозируемый рост арендных ставок на площади в качественных торговых центрах на ближайшие несколько лет составляет 10—20% в год. Вместе с тем эксперты признают, что многие крупные города в ближайшее время могут столкнуться с перенасыщением объектами, что ощутимо снизит их доходность. В результате некоторые города получили отметку «минус» в графе «инвестпривлекательность».

Следом за Россией в списке лидеров по вводу торговых площадей в 2008—2009 годах следует Украина с показателем 2,8 млн кв. м. Третье место со значительным отрывом (всего 1,9 млн кв. м) заняла Испания. Далее в списке называются Румыния (1,8 млн кв. м), Польша (1,5 млн кв. м), Турция (1,4 млн кв. м), Великобритания (1,2 млн кв. м) и Франция (1,1 млн кв. м).

В отчете Cushman & Wakefield говорится, что наблюдаемый в настоящее время в Европе бум строительства торговых центров имеет тенденцию к продолжению. «В этом и следующем годах на рынок Европы выйдет 22 млн кв. м новых качественных торговых площадей, большая часть которых придется на Центральную и Восточную Европу, где наблюдается недостаток современных торговых площадей. В это же время на более зрелых рынках торговые центры продолжают играть ключевую роль в обновлении центра города», — говорит руководитель европейского отдела торговой недвижимости Cushman & Wakefield Борис Ван Хааре Хайжмайер. В результате к концу 2009 года общая площадь торговых центров в Европе увеличится до 134 млн кв. м. В настоящий момент эта цифра составляет почти 112 млн кв. м.

По данным исследования, в прошлом году в Европе было построено 320 новых торговых центров общей площадью 8,2 млн кв. м, 54 существующих торговых центра были расширены. Россий­ский вклад в эту статистику самый внушительный: объем площадей, открытых в 2007 году, — 1,84 млн кв. м, что увеличило общее предложение по стране на 26%. «Мы ожидаем дальнейшего развития сектора торговой недвижимости в Москве в ближайшие годы, а также еще более стремительного девелопмента торговых центров в российских городах с населением менее 300 тыс. человек», — прогнозируют эксперты Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko.

Доходность объектов торговой недвижимости, по оценкам аналитиков, варьируется от 10 до 30%. Однако директор департамента торговой недвижимости Penny Lane Realty Алексей Могила напоминает, что успешный выход в такие города, как Казань, Екатеринбург, Калининград, будет весьма труден. «К примеру, в Казани, несмотря на внушительное количество заявленных объектов, качественных и крупногабаритных торговых площадок нет, и они вряд ли появятся в ближайшие годы — участков под подобное строительство в городе не осталось», — поясняет эксперт.

По уровню обеспеченности торговыми площадями в соотношении с доходами населения наиболее привлекательны Санкт-Петербург, Самара и Екатеринбург, подсчитали аналитики компании «Торговый квартал». «Исходя из этого показателя высокие перспективы роста финансовой отдачи могут быть у проектов в таких городах, как Омск, Челябинск и Пермь», — ожидает руководитель департамента маркетинговых исследований «Торгового квартала» Евгений Ковров. По его оценкам, в список городов с отрицательным индексом инвестпривлекательности вошли Казань, Нижний Новгород, Новосибирск, Тюмень и Красноярск.

ТОРГОВЫЕ ПЛОЩАДИ В ЕВРОПЕ

Страна

Прогноз по вводу площадей на 2008-2009 годы

Объем ввода площадей в 2007 году

Количество квадратных метров на
1 тыс. человек

Россия

3 202 000

1 841 000

62,5

Украина

2 877 443

703 324

42,0

Испания

1 988 539

447 764

239,7

Румыния

1 817 407

256 629

40,9

Польша

1 503 700

575 000

142,3

Турция

1 474 703

550 837

52,9

Великобритания

1 278 859

427 821

244,0

Франция

1 134 850

216 825

221,6

Италия

1 132 190

1 141 220

187,4

Португалия

1 111 863

198 373

228,5

Германия

953 812

321 331

148,4

Болгария

583 500

15 500

11,4

Словакия

325 690

84 675

106,9

Чехия

313 120

176 329

158,5

Греция

284 084

6 000

34,9

Австрия

264 245

29 600

304,3

Бельгия

259 691

40 300

93,1

Хорватия

245 000

125 500

79,2

Нидерланды

212 500

120 500

343,4

Венгрия

211 800

108 000

120,1

Дания

162 000

69 619

252,0

Ирландия

161 542

313 545

356,1

Литва

154 000

144 300

191,1

Финляндия

136 500

48 300

248,6

Словения

126 000

30 200

132,1

Сербия

106 000

54 100

14,5

Латвия

95 000

22 000

216,2

Швеция

73 700

5 000

361,6

Люксембург

69 000

0

327,4

Швейцария

32 000

60 000

176,0

Мальта

21 133

6 600

97,9

Норвегия

14 500

54 538

641,3

Босния и Герцеговина

10 000

0

10,8

Источник: Cushman & Wakefield



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

Роберт Уэтерман

Научитесь думать, как Пигмалион. Люди добиваются успеха, когда кто-то, кого они уважают, считают, что они могут. Ждите от людей надежности и компетентности, и они их проявят.

 

Сделать стартовой