Россия — двигатель торговли ( газета "РБК daily", 2 июня 2008 )
Россия — двигатель торговли ( газета "РБК daily", 2 июня 2008 )
По объему ввода торговых площадей страна заняла первое место в Европе
Елена Прогонова
По итогам 2007 года Россия обогнала европейские страны по объемам ввода торговой недвижимости — за год в стране было сдано более 1,84 млн кв. м. В ближайшие два года в российских городах откроется еще порядка 3,2 млн кв. м торговых центров, подсчитали эксперты Cushman & Wakefield. Проекты в регионах сулят высокие дивиденды: прогнозируемый рост арендных ставок на площади в качественных торговых центрах на ближайшие несколько лет составляет 10—20% в год. Вместе с тем эксперты признают, что многие крупные города в ближайшее время могут столкнуться с перенасыщением объектами, что ощутимо снизит их доходность. В результате некоторые города получили отметку «минус» в графе «инвестпривлекательность».
Следом за Россией в списке лидеров по вводу торговых площадей в 2008—2009 годах следует Украина с показателем 2,8 млн кв. м. Третье место со значительным отрывом (всего 1,9 млн кв. м) заняла Испания. Далее в списке называются Румыния (1,8 млн кв. м), Польша (1,5 млн кв. м), Турция (1,4 млн кв. м), Великобритания (1,2 млн кв. м) и Франция (1,1 млн кв. м).
В отчете Cushman & Wakefield говорится, что наблюдаемый в настоящее время в Европе бум строительства торговых центров имеет тенденцию к продолжению. «В этом и следующем годах на рынок Европы выйдет 22 млн кв. м новых качественных торговых площадей, большая часть которых придется на Центральную и Восточную Европу, где наблюдается недостаток современных торговых площадей. В это же время на более зрелых рынках торговые центры продолжают играть ключевую роль в обновлении центра города», — говорит руководитель европейского отдела торговой недвижимости Cushman & Wakefield Борис Ван Хааре Хайжмайер. В результате к концу 2009 года общая площадь торговых центров в Европе увеличится до 134 млн кв. м. В настоящий момент эта цифра составляет почти 112 млн кв. м.
По данным исследования, в прошлом году в Европе было построено 320 новых торговых центров общей площадью 8,2 млн кв. м, 54 существующих торговых центра были расширены. Российский вклад в эту статистику самый внушительный: объем площадей, открытых в 2007 году, — 1,84 млн кв. м, что увеличило общее предложение по стране на 26%. «Мы ожидаем дальнейшего развития сектора торговой недвижимости в Москве в ближайшие годы, а также еще более стремительного девелопмента торговых центров в российских городах с населением менее 300 тыс. человек», — прогнозируют эксперты Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko.
Доходность объектов торговой недвижимости, по оценкам аналитиков, варьируется от 10 до 30%. Однако директор департамента торговой недвижимости Penny Lane Realty Алексей Могила напоминает, что успешный выход в такие города, как Казань, Екатеринбург, Калининград, будет весьма труден. «К примеру, в Казани, несмотря на внушительное количество заявленных объектов, качественных и крупногабаритных торговых площадок нет, и они вряд ли появятся в ближайшие годы — участков под подобное строительство в городе не осталось», — поясняет эксперт.
По уровню обеспеченности торговыми площадями в соотношении с доходами населения наиболее привлекательны Санкт-Петербург, Самара и Екатеринбург, подсчитали аналитики компании «Торговый квартал». «Исходя из этого показателя высокие перспективы роста финансовой отдачи могут быть у проектов в таких городах, как Омск, Челябинск и Пермь», — ожидает руководитель департамента маркетинговых исследований «Торгового квартала» Евгений Ковров. По его оценкам, в список городов с отрицательным индексом инвестпривлекательности вошли Казань, Нижний Новгород, Новосибирск, Тюмень и Красноярск.
ТОРГОВЫЕ ПЛОЩАДИ В ЕВРОПЕ
Страна |
Прогноз по вводу площадей на 2008-2009 годы |
Объем ввода площадей в 2007 году |
Количество квадратных метров на |
Россия |
3 202 000 |
1 841 000 |
62,5 |
Украина |
2 877 443 |
703 324 |
42,0 |
Испания |
1 988 539 |
447 764 |
239,7 |
Румыния |
1 817 407 |
256 629 |
40,9 |
Польша |
1 503 700 |
575 000 |
142,3 |
Турция |
1 474 703 |
550 837 |
52,9 |
Великобритания |
1 278 859 |
427 821 |
244,0 |
Франция |
1 134 850 |
216 825 |
221,6 |
Италия |
1 132 190 |
1 141 220 |
187,4 |
Португалия |
1 111 863 |
198 373 |
228,5 |
Германия |
953 812 |
321 331 |
148,4 |
Болгария |
583 500 |
15 500 |
11,4 |
Словакия |
325 690 |
84 675 |
106,9 |
Чехия |
313 120 |
176 329 |
158,5 |
Греция |
284 084 |
6 000 |
34,9 |
Австрия |
264 245 |
29 600 |
304,3 |
Бельгия |
259 691 |
40 300 |
93,1 |
Хорватия |
245 000 |
125 500 |
79,2 |
Нидерланды |
212 500 |
120 500 |
343,4 |
Венгрия |
211 800 |
108 000 |
120,1 |
Дания |
162 000 |
69 619 |
252,0 |
Ирландия |
161 542 |
313 545 |
356,1 |
Литва |
154 000 |
144 300 |
191,1 |
Финляндия |
136 500 |
48 300 |
248,6 |
Словения |
126 000 |
30 200 |
132,1 |
Сербия |
106 000 |
54 100 |
14,5 |
Латвия |
95 000 |
22 000 |
216,2 |
Швеция |
73 700 |
5 000 |
361,6 |
Люксембург |
69 000 |
0 |
327,4 |
Швейцария |
32 000 |
60 000 |
176,0 |
Мальта |
21 133 |
6 600 |
97,9 |
Норвегия |
14 500 |
54 538 |
641,3 |
Босния и Герцеговина |
10 000 |
0 |
10,8 |
Источник: Cushman & Wakefield