Заливка фундамента (журнал «Финанс», №21 (256) 2 - 8 июня 2008)
Заливка фундамента (журнал «Финанс», №21 (256) 2 - 8 июня 2008)
Олег Максименко
Статистика – дама упрямая. Вопреки пессимистам, считающим, что у малого бизнеса в России будущего нет, в Петербурге она свидетельствует об обратном.
В 2007 году количество небольших предприятий в городе на Неве увеличилось более чем на 47 тыс. штук (+27% к 2006 году). Оборот этого сектора, по данным питерской администрации, составил 927,8 млрд рублей (+34%). При этом они дали 25% всех налогов, а среднесписочная численность работников составила 707 тыс. человек – почти 27% экономически активного населения.
Около 50% компаний занимаются торговлей. Еще примерно 25% оказывают услуги населению (прачечные-химчистки, автосервис, ремонт бытовой техники и пр.). По мнению руководства города, для перехода на инновационный путь развития необходим опережающий рост количества небольших фирм, создаваемых в наукоемких секторах, обрабатывающей промышленности, ЖКХ и в области высоких технологий.
В конце 2007 года правительство Петербурга приняло план мероприятий по развитию и поддержке малого предпринимательства на 2008–2011 годы. Общая стоимость этой программы, состоящей из более 50 пунктов, превышает 2,7 млрд рублей. В ноябре прошлого года также начал действовать региональный венчурный фонд инвестиций, намеревающийся потратить 400 млн рублей на развитие в Северной столице высоких технологий. Маловато для создания полноценного аналога Силиконовой долины, но, как говорится, лиха беда начало.
В рамках реализации программы кредитования коммерческими банками малого бизнеса (действует с 2005 года) в 2007-м было выдано 177 новых кредитов: 147 ссуд получили организации, и 30 – индивидуальные предприниматели. Совокупный кредитный портфель превысил 1 млрд рублей – в три раза больше, чем в 2006 году.
Еще 200 млн рублей городские чиновники перечислили в созданный осенью 2007-го Фонд содействия кредитованию малого бизнеса, основная задача которого – выступать поручителем начинающих предпринимателей при получении ими беззалоговых кредитов. Помимо питерских денег в фонд добавлено 134 млн рублей из федерального бюджета.
Для наибольшей заинтересованности кредитных организаций в предоставлении займов небольшим компаниям принято решение об увеличении на два пункта максимальной ставки (до ставки рефинансирования плюс 5% годовых). Кроме того, для предпринимателей чиновники также приготовили «вкусную морковку», резко уменьшающую стоимость заемных денег: теперь, в зависимости от вида деятельности, малому бизнесу будет возвращаться до 90% платежей по кредиту. Процесс уже пошел: в 2007-м возмещено 16,3 млн рублей по ссудам, полученным после 1 сентября 2006 года.
Важным событием стало открытие первого питерского бизнес-инкубатора, в котором «высиживаются» 40 малых предприятий, работающих в сфере инновационных технологий и ЖКХ. Ожидается, что в 2011 году таких «наседок» в Петербурге станет 11 штук – на обзаведение ими будет потрачено 350 млн рублей.
Новинки с рынка. Уровень поддержки малого и среднего бизнеса в Петербурге намного выше среднего по России. Наверняка городские власти использовали далеко не все возможности для стимулирования развития этого сектора экономики, но то, что сделано, уже неплохо.
Банки и финансовые компании также готовят свои предложения для небольших фирм и индивидуальных предпринимателей. По мнению опрошенных «Ф.» экспертов, в 2008 году на рынке появятся новые лизинговые и факторинговые продуктовые линейки, главной особенностью которых станет более детальный учет специфики деятельности предприятий, относящихся к разным отраслям экономики.
По мнению аналитиков, одна из среднесрочных тенденций – создание структур, предлагающих комплекс финансовых услуг: инвестиции, страхование, лизинг, банковские продукты и т. д. То есть получит дальнейшее развитие идея финансового супермаркета. Еще одно перспективное направление – развитие института частных финансовых консультантов и private banking. Как ожидается, эти инструменты будут востребованы инвесторами, для которых особое значение имеет уровень сервиса.
Многие сотрудники кредитных учреждений уверены, что нет особого смысла изобретать новые продукты для предприятий малого и среднего бизнеса – следует оптимизировать уже имеющиеся. В частности, предполагается упрощение процедуры выдачи займов путем сокращения времени на рассмотрение заявок и улучшения скоринговых систем. По мнению банкиров, в 2008 году кредитные учреждения увеличат суммы и сроки по беззалоговым и долгосрочным ссудам, а также по кредитам на приобретение коммерческой недвижимости. Кроме того ожидается введение новых программ – с частичным обеспечением и без страхования предмета залога.
В связи с экспансией в регион европейских банков между кредитными учреждениями будет расти конкуренция в сегменте малого бизнеса – в состав новых продуктовых линеек войдут различные виды экспресс-кредитов, предложения комплексного обслуживания, более разнообразные депозитные программы и схемы организации займов.
Каких финансовых продуктов не хватает петербургскому малому бизнесу?
Дмитрий Соколов, гендиректор «Энергокапитала»:
– Дело не в том, что финансовых продуктов не хватает: существующая на сегодняшний день линейка по большей части покрывает основные потребности бизнеса. Проблема в недостаточной популяризации. Несмотря на определенные шаги в этом направлении, значительная часть бизнеса, особенно малого, не знает о полном спектре возможностей, существующих на рынке. Нестабильность рынка в 2008 году привела к тому, что люди в меньшей степени готовы рисковать. Такие инвесторы рассчитывают на появление продуктов, сочетающих возврат основной суммы и получение доходности. Тот, кто первым предложит нечто подобное, сможет получить обширный приток новых клиентов.
Елена Лобанова, декан Высшей школы финансов и менеджмента:
– Малому бизнесу крупных мегаполисов не хватает очень многих финансовых продуктов. В первую очередь, необходимо масштабное развитие венчурного финансирования, создание системы фондов, в рамках которой, в частности, можно было бы реализовать серийное и мезонинное финансирование. Небольшим компаниям крайне необходимы долгосрочные займы, однако в современных условиях они должны осуществляться в форме лизинга, не получившего пока должного распространения. Целесообразно также перейти от традиционной концепции ликвидности к концепции финансовой гибкости, дающей возможность при оценке кредитоспособности опираться на операционные денежные потоки.
Сергей Осутин, председатель совета директоров Консалтинговой группы «О.С.В»:
– В первую очередь не хватает банальных беззалоговых кредитов. Предпринимателям очень сложно получить банковское финансирование под бизнес-план. Намного легче в частном порядке взять ссуду на неотложные нужды и пустить ее на развитие компании. Кроме того, следует увеличить объем и упростить процедуру получения финансовой помощи от государства. Еще один финансовый ресурс связан с налогами – надлежит ввести достаточно продолжительный льготный период для новорожденного малого бизнеса. Такие преференции можно рассматривать как своеобразную форму инвестиций со стороны госбюджета.
Татьяна Гурьянова, начальник отдела кредитования малого и среднего бизнеса Санкт-Петербургского филиала Номос-банка:
– Рынок испытывает потребность в так называемых «длинных» – до 15 лет – кредитах на суммы, способные удовлетворить спрос малого бизнеса, в частности на офисные и производственные помещения, а также склады. Максимальные лимиты кредитования не успевают за ростом цен: на предоставленные ссуды можно приобрести не более
Василий Веретенников, руководителя казначейства Прадо-банка:
– В Северо-Западном регионе и Петербурге практически не развит рынок нецелевого беззалогового кредитования, хотя спрос на этот продукт есть и потребители даже готовы к более высоким ставкам, чем в Москве. Достаточно затруднен выпуск пластика в рамках зарплатных проектов для малого и среднего бизнеса. Проблема заключается в недостаточном количестве банкоматов в Ленинградской области, существенная часть населения которой трудится в мегаполисе. Кроме того, из-за высокого спроса на кредиты небольшим компаниям приходится практически бесплатно держать остатки денежных средств в банках-кредиторах, которые, в отличие от московских коллег, избегают начисления процентов.
Илья Волков, управляющий директор «Еврокоммерца»:
– Поскольку Петербург является одним из крупнейших экономических центров России, важно, чтобы финансовые продукты способствовали развитию связей как внутри мегаполиса, так и с другими регионами. Следовательно, необходимо, чтобы финансовые продукты облегчали закупки у контрагентов и поставки покупателям, снижая риски неплатежей. Финансирование должно быть «завязано» на имеющиеся у компании активы и динамику роста их объема. Прежде всего, я имею в виду дебиторскую задолженность – наиболее ликвидный и ярче всего характеризующий рост бизнеса актив, который растет по мере увеличения продаж. Я уверен, что факторинг наилучшим образом отвечает потребностям малого бизнеса, и этот инструмент будет активно развиваться на петербургском рынке.