Без уверенности в завтрашнем дне ( газета РБК daily, 10 июля 2008 )
Без уверенности в завтрашнем дне ( газета РБК daily, 10 июля 2008 )
Живет население России
Ольга Монина
Согласно результатам исследования Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), россияне вынуждены жить одним днем и не уверены в своих доходах даже на ближайшее будущее. Кроме того, население России не планирует своих расходов на долгосрочную перспективу. Эксперты отмечают, что пока не будет уверенности в стабильном экономическом росте и эффективных инструментах сбережения, говорить об изменениях не приходится.
НАФИ провело сравнительное исследование пользователей финансовых услуг в офлайн и онлайн режимах. В ходе опроса респондентов спрашивали о планировании личного бюджета и использовании различных финансовых услуг. Оказалось, что большая активность в плане финансов – у интернет-аудитории, из которой только 8% не пользуются финансовыми услугами. При опросах по всероссийской выборке таких респондентов почти половина – 48%.
На основе сравнения двух опросов было выявлено, что россияне живут сегодняшним днем и не уверены в своих доходах даже в недалеком будущем. Кроме того, жители России не планируют свои расходы на долгосрочную перспективу. При этом пользователи Интернета в целом более уверены в уровне своего дохода. Например, в уровне своего дохода через месяц уверены 67% россиян, опрошенных по всероссийской выборке, и 86% опрошенных пользователей Интернета. Что касается долгосрочной перспективы планирования дохода, то в своем доходе через десять лет уверены только 3% россиян, опрошенных по всероссийской выборке, и 10% участников онлайн-опроса.
В ответах на вопрос о том, на какой срок они планируют свои расходы, ответы офлайн и онлайн респондентов почти совпали – для большинства планирование расходов в обеих выборках не превышает полугода. Примерно две трети опрошенных в обеих выборках сообщили, что планируют свой бюджет всего лишь на месяц вперед. Еще четверть – на полгода вперед. При этом на 10 лет вперед свои расходы планируют менее 1% опрошенных в каждой из выборок.
Эксперты отмечают, что в основе такого потребительского поведения лежит целый комплекс факторов, многие из которых носят объективный характер. «В первую очередь в России отсутствует культура потребления финансовых услуг – сбережений, инвестиций или добровольных пенсионных накоплений», – сказала РБК daily эксперт Экономической экспертной группы Мария Катаранова. По ее словам, выстроить такую модель одномоментно нельзя – этот процесс должен носить эволюционный характер.
Однако пока российские реалии в целом не способствуют развитию такой модели. Причина – высокая дифференциация доходов населения и высокая инфляция, которая лишает людей стимула откладывать средства. Сейчас больше 80% жителей России своим главным экономическим страхом называют именно рост цен. «Такие всплески инфляции, которые мы сейчас наблюдаем, не способствуют формированию уверенности в завтрашнем дне и только усугубляют отсутствие культуры потребления», – пояснила г-жа Катаранова.
Рост цен также наносит удар и по возможности сберегать средства. «Норма сбережений находится на крайне низком уровне, но объективная причина этого – отсутствие эффективных инструментов накопления для широких слоев населения», – отметила эксперт. Например, по данным Центра макроэкономических исследований компании «БДО Юникон», в июне прибыль от инвестирования принесли только вложения в недвижимость и обезличенные металлические счета. И тот, и другой вариант нельзя назвать доступным для широких слоев населения. При этом сбережения на банковских депозитах принесли лишь убытки, причем во всех видах валют.
По мнению экспертов, сейчас самое главное – это стабильная макроэкономическая ситуация, при которой экономический рост затронет самые широкие слои населения, а не только его отдельные группы. Кроме того, требуется, чтобы в России формировался положительный образ богатого человека. Многие россияне до сих пор считают, что разбогатеть честным путем нельзя, особенно если речь идет о старшем поколении. «Важно, чтобы государство формировало систему так называемых социальных лифтов», – считает г-жа Катаранова.
Что касается запланированной на следующий год программы по «финликбезу» населения, то эксперты говорят о том, что вначале должен появиться средний класс, а потом уже стоит начинать учить людей, как правильно тратить деньги. Ведь за тем фактом, что почти половина россиян, согласно опросу, не пользуется финансовыми услугами, лежит не столько отсутствие знаний о них, сколько элементарное отсутствие средств. «Без уверенности в завтрашнем дне не может измениться ситуация с использованием финансовых услуг, а без сбережений, добровольных пенсионных накоплений и инвестиций нет шанса появиться уверенности – получается замкнутый круг», – резюмирует г-жа Катаранова.