Лицо компании (газета "РБК daily", 11 октября 2007)
Лицо компании (РБК daily)
Офисные интерьеры становятся визитной карточкой бизнеса
11 октября 2007
Наталья Копейченко, Сергей Рябов
Серый рынок
Мебельный рынок России традиционно считается одним из самых непрозрачных. По официальным данным Росстата, объем продаж мебели на российском рынке в 2006 году составил 133,6 млрд руб., или 4,9 млрд долл. При этом аналитики рынка полагают, что официальная статистика может не учитывать до трети всех операций с мебелью. Эксперты Discovery Research Group с учетом теневого сектора называют цифру чуть больше официальной — 5,3 млрд долл.
Доля сегмента офисной мебели на рынке, по оценкам большинства участников рынка, составляет примерно 20%. «Еще 3–4 года назад рынок был абсолютно непрозрачным, не было исследований, а информация о его объеме носила предположительный характер и формировалась на основе тех цифр, которые компании-операторы решались озвучивать. Тем не менее можно сказать, что общий объем рынка вырос в несколько раз за то время, что мы работаем», — говорит генеральный директор «Бюро-Объект» Карина Арутюнова-Грабински. В денежном выражении суммарный объем отечественного рынка офисной мебели в 2006 году составил 1–1,1 млрд долл. Однако с этой оценкой согласны не все. «Мы считаем, что объем рынка офисной мебели в России еще в 2004 году был порядка 1 млрд долл., а в 2005-м — 1,1–1,2 млрд. Таким образом, наша оценка за 2006 год находится в диапазоне 1,2–1,3 млрд долл.», — отмечает консультант по рынку мебели Discovery Research Group Дмитрий Гордеев. Коммерческий директор группы компаний «Ромул» Павел Бондарев дает еще более смелую оценку: «Последние расчеты показывают, что объем потребительского рынка офисной мебели составляет 1,3–1,5 млрд долл. в год при доле 25% от общего рынка мебели. Низкая точность расчетов связана с крайней непрозрачностью рынка, низкой консолидацией и размытостью игроков».
Эксперты отмечают, что российский рынок офисной мебели в прошлом году рос даже быстрее, чем в предыдущие годы, когда показатель роста колебался около 13%. «Можно предположить, что при сохранении способствующих росту рынка факторов, таких как улучшение общеэкономической ситуации в России, рост платежеспособности населения, рост объемов предложения на рынке жилой недвижимости и развитие культуры потребления мебели, возможно дальнейшее увеличение объема рынка», — прогнозирует Дмитрий Гордеев. По мнению ряда специалистов, в 2007 году рынок офисной мебели вырастет примерно на 13,7% в стоимостном выражении. Однако специалисты не отрицают, что благоприятные факторы в развитии национальной экономики могут привести к увеличению этих цифр. В частности, г-н Бондарев полагает, что в ближайшей перспективе офисная мебель будет пользоваться устойчивым спросом с тенденцией роста 15–20% в год.
Эконом, бизнес и люкс
Рынок офисной мебели, по словам его участников, всегда был сегментирован, и динамика роста каждого из сегментов значительно отличается от динамики роста других. Однако договориться о единой классификации пока что не удается. Так, например, по мнению коммерческого директора компании Office Solutions Георгия Чернышева, деление мебельного рынка во многом определяют сами компании: есть монобрендовые компании, представляющие люксовые мировые марки, мультибрендовые компании, поставляющие на рынок зарубежную мебель среднеценового сегмента, и российские компании, работающие в недорогом сегменте.
По мнению Карины Арутюновой-Грабински, всю продукцию сейчас можно условно разделить на классы: мебель эконом-, бизнес- и first-класса, как в индустрии авиаперевозок. «Если говорить о мебели для персонала, то градации здесь такие: эконом-класс — до 300 у.е. за рабочее место, бизнес-класс — до 700 у.е. и first-класс — от 700 у.е.», — пояснила она. Генеральный директор компании «Мебель-Динамика» Любовь Пономаренко имеет свое видение сегментации рынка. «Во-первых, это оперативная мебель стоимостью 300–700 евро для рядовых сотрудников, представленная в основном отечественным производителем. Во-вторых, это оперативная мебель стоимостью 700–2000 евро для персонала более высокого ранга, поставляемая большей частью из Италии. В-третьих, это элитная мебель, ценовой диапазон которой варьируется от 2-х до 6 тыс. евро, а ведущие бренды представлены такими странами, как США, Англия, Германия и Италия», — считает г-жа Пономаренко.
По западным канонам
Рынок мебели в России еще относительно молод — основные игроки присутствуют в офисном сегменте не более 15–20 лет. Поэтому говорить о четких тенденциях на рынке стало возможно только сейчас. Эксперты полагают, что в большинстве своем они повторяют западный рынок, с которого к нам пришли и технологии, и дизайн. Однако существует и определенный местный колорит, о котором представительства иностранных компаний стараются не забывать. По наблюдениям Любови Пономаренко, российский рынок офисной мебели подвергся существенным изменениям, которые имеют комплексный характер. В их основе лежит зарождение и развитие бизнес-жизни как таковой. «Происходит смена ценностных установок и ориентиров. Если раньше решающую роль при выборе мебели играла цена (соответственно, преобладал спрос на мебель эконом-класса), то сейчас для компании важно поддержание соответствующего имиджа», — поясняет г-жа Пономаренко.
Офисный интерьер, как неотъемлемая составляющая корпоративной политики, становится своеобразным показателем уровня компании, ее отношения к собственным сотрудникам и заботы о «трудовом» времени в целом. Все это может рассказать о компании гораздо больше и правдивее, нежели ее рекламный проспект. Вследствие этого растут требования покупателей к мебели, которой обставляются офисы. «Заказчики уже воспринимают затраты на офисный интерьер как инвестиции в развитие бизнеса, а не как неизбежные потери», — добавляет директор по исследованиям Discovery Research Group Александр Болтавин. При выборе мебели клиенты все чаще обращают внимание на бренд продукции, ведь, как отмечают аналитики, особенность этого товара состоит в том, что его качество сложно распознать сразу. Зато репутация фирмы-производителя становится гарантией того, что дорогое «представительское» кресло не развалится после нескольких заседаний.
Развитие рынка недвижимости формирует и рынок мебели, определяет характер обстановки в бизнес-центрах. «Стоимость «квадрата» офисного пространства в Москве просто огромна, и все стараются как можно лучше использовать каждый угол. Этим обусловлена тенденция уменьшения рабочего пространства, — делится наблюдениями коммерческий директор компании Office Solutions Том Лукич. — Если раньше стандарт длины рабочего стола составлял
Одним из нестандартных решений по организации офисного пространства становится оборудование всех подручных плоскостей для работы. Так, сэкономить на площади можно с помощью создания «вертикального» рабочего места. В компании Sedus называют и еще более экономичный вариант — организацию так называемого hot desk, то есть рабочего места, где каждый может, например, выйти в Интернет или проверить почтовый ящик. Такие «мобильные» офисы актуальны в аудиторских или консалтинговых компаниях, сотрудники которых часто выезжают к клиенту и бывают в офисе непродолжительное время. Работодатель в таком случае значительно экономит на инфраструктуре и офисной площади. «Современный офис должен легко модифицироваться, — рассуждает г-н Лукич из Office Solutions. — Наша жизнь бежит, все развивается и изменяется очень быстро. Офисное пространство должно помогать данному процессу». В связи с этим все более популярной становится мобильная, а также модульная мебель, из которой, как из конструктора, можно собрать целые рабочие зоны. «При этом вся мебель в офисе будет выполнена в одном стиле, а каждое рабочее место можно спроектировать индивидуально с учетом потребностей сотрудника», — добавляет аналитик Discovery Research Group.
Но все же такое качество, как эргономичность, на российском рынке пока не очень распространено: об удобстве, например, сидения конкретного сотрудника на приобретенном компанией стуле руководство задумывается в последнюю очередь. На первый план выходит все-таки стоимость этого рабочего места: «Если сотрудник — топ-менеджер, то стоимость его рабочего места должна примерно соответствовать его месячной заработной плате. Это ориентир», — говорит Карина Арутюнова-Грабински. Согласно исследованиям рынка, сегодня при подборе мебели все чаще обращают внимание на экологию процесса производства и психологический комфорт сотрудников. Вопрос внутреннего удобства становится более актуальным в свете популярности так называемого open space — большого открытого пространства, где рабочие места отделяются друг от друга прозрачными перегородками, мобильными конструкциями, которые сами по себе могут быть использованы для работы, и другими способами разграничения помещения. «Отсутствие индивидуального рабочего места повышает утомляемость и снижает работоспособность», — приводит результаты психологических исследований г-жа Пономаренко. Г-н Крымский добавляет, что для создания индивидуального рабочего места в таком офисе необходимо решить и многие другие вопросы, например об акустике «открытого» помещения.
Борьба за клиента
Игрокам мебельного рынка приходится осваивать и «смежные» сегменты, чтобы сделать клиенту лучшее предложение на рынке. Чаще всего заманить покупателя только гарантированным качеством, более низкой ценой или другим маркетинговым ходом не получается, да и не всегда игроки premium-сегмента готовы на это идти. Так, по данным дистрибьюторского центра «Тайпит», на первое место в методах конкурентной борьбы выходит не прямой ценовой демпинг, а предоставление дополнительных услуг и бонусов. В частности, компании дают возможность опробовать будущую покупку — таким образом, на рынке появилась услуга «тест-драйв», аналогичная той, что есть на автомобильном рынке. Далеко не все такие «тесты» заканчиваются покупкой, но это совершенно нормально, полагают производители. «Тут в силу вступают субъективные причины, оценка «нравится — не нравится», — отмечает г-н Крымский.
Помимо тестовой «посадки», компании предлагают бесплатные консультации по подбору и расстановке мебели, оперативную доставку, сборку, послепродажное обслуживание, увеличивают гарантийный срок. «Сейчас, как считают некоторые специалисты, чтобы успешно работать, мебельные компании должны иметь как минимум «шоу–румы» или специализированные магазины, хотя и в этом случае им трудно догнать ведущих игроков рынка, имеющих развитые фирменные торговые сети», — замечает г-н Болтавин. Растет спрос на услуги дизайнера, а значит, преобладает индивидуальный подход к интерьерному решению каждого отдельного офиса. По наблюдениям аналитиков Discovery Research Group, за последние три года увеличился объем проектных заказов, сопровождающихся выездом специалистов сервисной службы в офис заказчика, разработкой дизайна, а затем доставкой и сборкой мебели. «В проектных заказах мебельные компании весьма заинтересованы, ведь речь, как правило, идет об оснащении целого офиса, а то и не одного», — добавляет исполнительный директор компании Илья Ломакин.
Выживут сильнейшие
Борьба за каждый офис, усиление конкуренции — все это также характеризует российский рынок офисной мебели последних лет. Обострение ситуации связано, в частности, с выходом на рынок новых игроков, однако, говорят аналитики, перспективами на длительный срок обладают только крупные компании, «с большим запасом прочности». Мелкие игроки в таких условиях способны работать лишь с наиболее ходовыми и чаще всего дешевыми моделями. Зрелые игроки могут противопоставить возросшему уровню конкуренции заблаговременное внедрение новых технологий, расширение ассортимента, как по ценовым категориям, так и по направлениям, улучшение дистрибуции и сервисной политики, замечают в компании «Тайпит».
В более дешевой нише обычно работают отечественные компании, тогда как зарубежные игроки с местными представительствами занимают дорогой рынок — в силу опыта, наработанного качества, дизайнерских решений и сервиса. Российские компании составляют целый сегмент мебельного рынка, в котором упор делается на низкую цену продукта. «Кроме цены, преимущество выражается также и в коротких сроках поставки. Однако в долгосрочном плане такие решения невыгодны, так как мебель часто ломается и требует замены», — объясняет Георгий Чернышев. По оценке г-жи Пономаренко, отечественные производители уже вполне конкурентоспособны в определенном сегменте, но она не поясняет, в каком именно. По всей видимости, к элитной мебели он отношения не имеет. Ведь хотя качество российской мебели ничем не уступает западным образцам, но отстает дизайн, добавляет эксперт. С ней спорит г-н Крымский: «Российские компании нередко предлагают свои решения, но чаще всего лишь копируют конкурентов-иностранцев. При этом они только повторяют дизайн, но не могут предложить то же качество». Но и г-жа Пономаренко, и г-н Крымский сходятся во мнении, что в любом случае российские компании пока не готовы составить достойную конкуренцию западным игрокам, особенно в сегменте элитной мебели.
Главная страница Дайджеста журналов
Посмотреть все статьи этого раздела