Страховщика может обмануть каждый (газета "РБК daily", 1 ноября 2007)
Страховщика может обмануть каждый (РБК daily)
Oт банкира до милиционера
1 ноября 2007
Юрий Нехайчук
Вчера Всероссийский союз страховщиков (ВСС) представил итоги второго ежегодного исследования, посвященного отношению россиян к страховому мошенничеству. Его результаты свидетельствуют о том, что более четверти россиян готовы обманывать страховщиков. В частности, 37% опрошенных заявили, что не считают завышение размера ущерба преступлением. Это, по мнению авторов исследования, объясняется недобросовестностью самих страховщиков, которые обманывают своих клиентов, как считают респонденты.
Исследование отношения россиян к страховому мошенничеству было проведено действующим при ВЦИОМ Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) в октябре этого года по всероссийской выборке. Всего опрошено 1600 респондентов в возрасте от 18 лет из 100 населенных пунктов в 39 регионах России.
Член комитета ВСС по противодействию страховому мошенничеству Сергей Лялин говорит, что союз пытался в своей работе составить портрет страхового мошенника. «Но нам это не удалось, такое ощущение, что сейчас пойти на обман страховщика готовы практически все: от банкиров до милиционеров», — говорит г-н Лялин. Ранее, по его словам, «на мошенничество шли люди, либо уже отбывшие сроки по уголовным делам, либо из групп риска». Г-н Лялин отметил, что в его практике среди мошенников «не было только судей и прокуроров».
Как рассказал председатель комитета по противодействию страховому мошенничеству ВСС, генеральный директор СК «Межрегионгарант» Евгений Потапов, по данным исследования, на 2% выросла доля людей, полагающих, что обманывать страховщика «допустимо». Так, если в 2006 году таких россиян было 6%, то в этом уже 8%. Кроме того, с 16 до 20% выросло число граждан, полагающих, что обман страховщика «отчасти допустим». Евгений Потапов отметил, что сократилось и число считающих, что обман страховщика «недопустим», — с 40 до 26%.
«В общественном мнении обман страховщика не ассоциируется с преступлением, он связан с возвратом своих средств, наказанием компаний, которые сами обманывают своих клиентов», — говорится в исследовании НАФИ. При этом 37% опрошенных заявили, что не считают завышение размера ущерба преступлением, 36% считают такой поступок преступлением, а 27% — воздержались. Согласно исследованию доля людей, готовых пойти на такой обман страховщика, по сравнению с прошлым годом, выросла с 44 до 49%.
На вопрос, какие меры могут помочь снизить уровень мошенничества в отношении страховых компаний, большинство респондентов (18%) ответили, что необходимо увеличить выплаты по страховым случаям, а 15% считают, что надо ужесточить санкции в Уголовном кодексе, 12% хотят усилить надзор за самими страховщиками, а 9% опрошенных уверены, что уже ничто не спасет ситуацию. «Такое отношение населения к страховому мошенничеству, — считает Евгений Потапов, — является прямым следствием того, что многие страховщики проявляют себя с отрицательной стороны по отношению к клиентам, чем и вызывают ответную негативную реакцию».
«Я солидарен с г-ном Потаповым в одном: правила страхования объясняются клиентам не полностью, — говорит исполнительный вице-президент СК «НАСТА» Сергей Ефремов. — Кроме того, большой объем продаж идет через посредников, брокеров и агентов, которым важно продать побольше, а не пояснять клиентам тонкости». «Обмануть страховщика в России даже грехом не считается, — говорит вице-президент «Росгосстраха» Дмитрий Маркаров. — На страховом рынке потребителем наиболее востребовано ОСАГО, но из-за широкого доступа на этот рынок, на нем сейчас работает около 170 компаний, и не мудрено, что проблемы там существуют. Между тем это не является оправданием для людей, совершающих преступление. Ведь есть и законные возможности востребовать свои деньги со страховщика — через суд».