Бизнес-класс

Эффективное обучение эффективности


Инвестор на связи ( журнал "Эксперт Online", 8 апреля 2008 )

Инвестор на связи ( журнал "Эксперт Online", 8 апреля 2008 )

Елена Рыцарева, автор «Эксперт Online» и журнала «Эксперт»

Как влияет авторитет лидера компании, имидж отрасли и страны на капитализацию компаний связи, что важнее для ее роста: сила слова или сила бренда. Эти темы будут освещены в рамках третьего Международного Форума "ЛИНИЯ": "Развитие внешних и внутренних коммуникаций в сфере ИТ и связи". Мы публикуем часть выступления замглавного редактора «Эксперт Online” Елены Рыцаревой

С моей точки зрения, главный фактор, формирующий репутацию фирмы, – это не взносы на спасение амурских тигров, не избыточно нежные поцелуи с губернаторами, не горы дипломов и наград руководителей, а качественный продукт! Мне неинтересно, как доблестно «Роснефть» поддерживает российских волейболистов, когда от бензина на ее заправке моя машинка фырчит как ненормальная! Мне неинтересно, как Билл Гейтс помогает голодающим детям Африки, когда зависают его замечательные продукты на моем компьютере! И меня перестает волновать новый элегантный сине-оранжевый имидж «Аэрофлота», когда со мной не особенно вежливы при регистрации в бизнес-классе!

В отрасли информационно-коммуникационных тоже много таких примеров. Причем отрицательные мнения устойчивы, как никогда. Вспомним наиболее яркие примеры. «Китайское быстро ломается!», «МТС крадет деньги». «У «Би Лайна» связь хуже», «Отмытые технологии», «До абонентской службы «Стрима» невозможно дозвониться». Наверняка все игроки отрасли слышали эти реплики не один и не два раза. И даже если дефект устранен, недобрую память о нем надо вытравливать годами PR-работы.

Но что делать дальше, когда такой фундаментальный показатель, как стабильное качество достигнут? А финансовые результаты стабильно растут? Я попытаюсь как репутация страны и отрасли –это абстрактное и довольно эфемерное понятие реально влияет на капитализацию – то есть конкретные деньги акционеров компании.

Имидж отрасли

Важная составляющая капитализации – имидж отрасли.  На протяжении уже нескольких лет компании связи по-прежнему оценивают очень хорошо, а интернет-компании еще лучше.  И не совсем понятно, почему.

Да, и сегмент онлайн-СМИ, и бизнес поисковиков, и социальные сети, и другие сервисы быстро растут. Но денег, по крайней мере в России, там по-прежнему немного. Выручка лидера – «Яндекса» – за 2007 год составила 166,9 млн. долл. Конечно, она выросла за год в 2,3 раза, но ведь недотягивает еще и до двух сотен! Рыночной капитализации у компании пока нет – она не котируется. Но, по оценкам участников рынка, ее могут оценить в 3 млрд. долл., то есть выручка, умноженная на 17!

Естественно, перед всеми инвесторами в интернет-компании маячит феномен Google. За 3 года цена ее акции увеличилась со 100 до 700 долл. (Правда, в 2008 году из-за кризиса ликвидности она упала до 440, но все равно рост феноменальный.) При выручке за 2007 год в размере 16,5 млрд. долл. ее рыночная капитализация на 15 марта 2008 года составляет 137 млрд., а 1 января 2008 года она равнялась 216 млрд. долл.

Но опять же я возвращаюсь к своему первому тезису о качестве. Как Google удалось обогнать все другие поисковики? Да потому что искал лучше! И остальные сервисы, в частности Google Finance, с помощью которого я нахожу данные по рыночной капитализации и котировкам для этой статьи, гораздо удобнее, чем у конкурентов.

В отрасли связи ситуация не столь отрадна для ее игроков, но тоже позитивная. Возьмем отчет любых аналитиков и посмотрим на показатель PE – отношение капитализации к чистой прибыли. По оценке «Уралсиба», в 2007 году для компаний проводной связи он будет равен 28,8, для сотовой – 19. Это совсем неплохо, на уровне пищевой промышленности – там прогноз 22. Но ведь цены на зерновые за прошлый год увеличились в два раза, сильно подорожали все остальные продукты питания. В телекоммуникациях цены почти не росли, и рынок развивался куда более скромными темпами. Конечно, надежды на широкополосный доступ и экспансию сотовых связистов за рубеж вдохновляли инвесторов, но по идее удорожание самого необходимого – еды – должно было завести больше. Ан нет, этого не произошло. Мне кажется, что именно здесь и проявляется позитивный имидж телекоммуникационной отрасли. Все прозрачно, внятные руководители, ясный, в достаточной мере прогнозируемый бизнес, мало зависящий от мировой конъюнктуры цен, – таким может мало кто похвастаться в других отраслях.

Сладостный БРИК

Но еще больше, чем с отраслью, российским эмитентам повезло со страной. Года три назад где-то на Западе родилась аббревиатура BRIC, означающая четыре самых перспективных рынка для инвестиций. Наряду с Китаем, Индией и Бразилией туда попала и Россия. Глава ведущей российской инвесткомпании «Тройка Диалог» Рубен Варданян говорил автору этих строк, что, вообще говоря, это было большим авансом для России. Большие западные деньги, которые пришли на наш фондовый рынок, сделали свое дело. Российские эмитенты стали стремительно терять недооцененность.

В январе этого года «Эксперт» попытался провести мини-исследование: насколько наши компании сейчас недооценены или переоценены по сравнению с западными. Конечно, даже аналога тому же «Центртелекому» было найти крайне трудно, не говоря уже об АФК «Система». И брали мы только данные за 2006 год. Но все же какие-то приблизительные выводы сделать можно было. Так вот, наши операторы связи, в отличие российских компаний электроэнергетики, авиастроения или горной металлургии, имеют большую премию по сравнению с западными, как по коэффициенту P/S (отношение капитализации к выручке), так и по уже упоминавшемуся P/E.

Яркий пример в этом деле – Deutsche Telekom. Казалось бы, бизнес стабилен, основные активы расположены в одной из самых богатых стран мира – Германии, где ARPU в мобильной связи не чета нашему – 26 евро в среднем по стране в 2006 году. У сотовой «дочки» DT – компании T-Mobile – 18 евро. Но ведь компания работает еще и в Австрии, где ARPU достигает 30 евро, и в США – где оно у нее вовсе 38. Причем во всех странах, несмотря на насыщенность рынка, у нее растет число клиентов.

Но экономика Германии стагнирует, высокий евро душит экспорт. И хотя услугами связи немцы меньше пользоваться не стали, но общее разочарование инвесторов в германской экономике затронуло и DT. Рыночная капитализация DT практически равна выручке: PS – всего 1,03, ну а PE – 13! Таких низких показателей нет ни у одной компании «Связьинвеста», за исключением ЮТК! PS у них от 1,2 до 1,8 (у «Комстар-ОТС» вообще 4,1), PE – в среднем 28. Мне как-то не верится, что у некоторых операторов «Связьинвеста», покупающих и списывающих на убытки дорогие биллинговые системы, по-прежнему тянущих социальный груз и телефонизирующих бесконечные села, а в высокомаржинальной нише широкополосного доступа испытывающих жесткое конкурентное давление, рыночные перспективы лучше, чем у DT. Но верят, верят эти инвесторы в БРИК!



Добавить страницу в закладки

  • на главную
  • контакты
  • версия для печати
  • карта сайта
Яndex
 

Ближайшие клубыБлижайшие клубы

Предварительная запись
«Бизнес Новости»

События и новостиСобытия и новости

01.06.2013
«Подбор сотрудников»

В компании «Бизнес Класс» активно работает направление по подбору сотрудников. Подробности >> 

Заповеди руководителяЗаповеди руководителя

И. В. Гете

Средь малых действуя, мельчаешь. А среди больших и сам растешь.

 

Сделать стартовой