Шопинг по-итальянски ( журнал "Эксперт online", 17 декабря 2007 )
Шопинг по-итальянски ( журнал "Эксперт online", 17 декабря 2007 )
Как развиваются российско-итальянские торговые отношения? Что поменялось с распадом Советского Союза? Что экспортирует Италия в Россию? По-прежнему ли слова «made in Italy» являются синонимом качества? Об этом «Эксперт Online» поговорил с директором московского представительства Института внешней торговли Италии (ICE) Роберто Пело.
Анастасия Малахова
-Г-н Пело, как развиваются российско-итальянские торговые отношения? Что поменялось с распадом Советского Союза?
— Торговые отношения между Россией и Италией всегда были превосходными. Италия является вторым торговым партнером России после Германии. Первые деловые контакты появились 41 год назад, когда в 1966 году «Фиат» запустил производство автомобилей в Тольятти. С распадом Советского Союза торговые отношения значительно изменились. Теперь выйти на российский рынок гораздо легче, хотя присутствуют трудности таможенного характера.
— Что в основном Италия экспортирует в Россию? Вино, мебель, пиццу, одежду, эстрадных исполнителей?
— За период с января по август 2007 года общий экспорт Италии составил 4,5 млрд евро. В частности, экспорт оборудования и машин из Италии составил почти 1,5 млрд евро, одежды и меха – 700 млн евро, а экспорт изделий из кожи, в том числе обуви, достиг отметки в полмиллиарда евро.
— А если говорить об обратном процессе – что импортирует Италия из России кроме сырья?
— За период с января по август этого года общий импорт сырья составил 9,4 млрд евро. Импорт сырья, включая углеводороды, полезные ископаемые, металлы и изделия из металла, — 8,5 млрд евро. По стоимостным параметрам других значимых секторов нет. И в Советский Союз Италия экспортировала в больших количествах оборудование и машины, а импортировала исключительно природные ресурсы и сырье.
— Важная часть взаимоотношений наших стран – это туризм. Как развиваются туристические отношения между Россией и Италией?
— Сейчас многие российские туристы начинают осваивать этногастрономический туризм, не говоря уже о шопинге. С ростом среднего класса многие россияне приезжают за покупками в различные аутлеты нашей страны.
В 2006 году Италия стала четвертой страной по посещаемости у российских туристов (8,3%) после Турции, Китая и Египта. Наибольшей популярностью пользуются области Эмилия-Романья, Тоскана, Венето, Ломбардия, Лацио. По данным Национального института статистики (ИСТАТ), приток туристов из России в Италию увеличился в среднем на 40% за 2006 год.
Постоянно растет количество итальянских туристов, желающих посетить Россию, причем не только Москву и Санкт-Петербург, но и другие регионы.
— Может ли так случиться, что лидерство в экспорте модной одежды перейдет к другой стране? Кто основные конкуренты Италии в этом смысле?
- С 2001 года экспорт итальянской одежды в Россию в среднем увеличивается на 18%. В 2006 году объем продаж достиг 1 млрд евро, что составляет 45% от общего показателя экспорта из ЕС. Россия для сектора итальянской одежды стала шестым по значимости мировым рынком.
Мы являемся вторым поставщиком одежды после Китая. Однако с точки зрения высококачественной продукции и продукции класса люкс Италия занимает первое место, более того, в 2005 году рост итальянских продаж на российском рынке почти в пять раз превысил французские.
— В России популярностью пользуется итальянская обувь. Это по-прежнему лидер обувного мирового рынка?
— Действительно, Россия все больше обращает внимание на такой сегмент рынка, как обувь и кожа. Показатели экспорта Италии в первом полугодии 2007 года на 30% выше данных за тот же период 2006 года, в том числе и по количеству пар обуви – почти 3,5 млн стоимостью более 200 млн евро. Стоит отметить, что если по количественным параметрам Россия — десятая страна-импортер, то по стоимостным – четвертая: продукция, поступающая в Россию, имеет очень высокую надбавленную стоимость.
— По-прежнему ли слова «made in Italy» являются синонимом качества? Используют ли для этого Россию?
— В ходе последних исследований была выявлена некоторая «усталость» от одних и тех же марок, одних и тех же неделей итальянской моды. Действительно, на настоящий момент новых брендов в Италии мало. Еще один злободневный вопрос – однообразие наших показов мод. Во многом это обусловлено наличием «закрытой» системы, еще не способной открыться внешнему миру, чтобы впитать в себя все новые тенденции извне и, в свою очередь, поделиться собственным опытом. К тому же серьезной является проблема контрафакта, чьей жертвой в основном становятся многие итальянские марки, а также делокализация производства, что бросает тень на признанное итальянское качество.
И все же следует признать и положительные моменты: наша мода осваивает новый бизнес и новую продукцию. Сегодня многие молодые итальянcкие стилисты занимают значимые посты в зарубежных домах моды.
Еще одним положительным фактором становится мода, совмещенная с туризмом, с новыми местами для шопинга — итальянского и другого, зарубежного, но всегда связанного с продукцией «made in Italy».
И, наконец, качество и превосходство используемых материалов все больше расцениваются как эксклюзив итальянской моды, которая, несмотря ни на что, продолжает занимать главенствующее положение в мире.