Дорога в Александров Гай ( журнал "Эксперт online", 20 декабря 2007 )
Дорога в Александров Гай ( журнал "Эксперт online", 20 декабря 2007 )
В Москве подписано соглашение между Россией, Казахстаном и Туркменистаном о строительстве Прикаспийского газопровода. Среднеазиатские страны в ближайшие два года получат надежный канал для увеличения поставок своего газа в Европу. Но вряд ли это усилит их зависимость от России.
Али Алиев
Торжественность церемонии подписания соглашения о начале практического осуществления прикаспийского газопроводного проекта была несколько смазана отсутствием в Москве президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедова. Тем не менее президенты Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев сочли необходимым позвонить из Кремля своему коллеге, чтобы поздравить его и поблагодарить за совместную работу.
И действительно, лидеры трех государств могут быть довольны, поскольку, по крайней мере в настоящий момент, подписанное министрами энергетики соглашение отвечает их общим интересам. Проект строительства Прикаспийского газопровода, который протянется от компрессорной станции «Белек» недалеко от туркменского города Туркменбаши (бывший Красноводск) на берегу Каспийского моря до российской газоизмерительной станции «Александров Гай» в Саратовской области, подразумевает реконструкцию уже существующего газопровода Окарем—Бейнеу, соединяющего туркменские газовые месторождения с магистралью Средняя Азия—Центр (САЦ), а также самого САЦ.
Стороны договорились, что компания «Туркменгаз» расширит, а если понадобится, то и построит новый газопровод до границы с Казахстаном мощностью до 10 млрд куб. м газа в год. При этом туркменская сторона гарантирует поставку в адрес «Газпрома» такого же объема газа по этому направлению. В свою очередь, Казахстан обязался добавить к ним еще 10 млрд куб. м своего газа и увеличить мощности по транспортировке по этому маршруту на 20 млрд куб. м. Россия же гарантирует закупку у Туркмении и Казахстана этих объемов «голубого топлива», а также расширение САЦ на своей территории для его бесперебойной транспортировки. При этом стороны договорились, что при увеличении сырьевой базы мощность газопровода может быть увеличена.
«До конца 2008 года будут приняты все проектные и инвестиционные решения, и мы рассчитываем, что ввод в действие будет не позднее конца 2010 года», – заявил после подписания документа глава российского Минпромэнерго Виктор Христенко. Впрочем, оптимизм министра, похоже, несколько преувеличен. Для реализации соглашения исполнителям необходимо провести инструментальное обследование технического состояния объектов существующей газотранспортной системы и подготовить программу синхронизации реализации проекта с поэтапным освоением месторождений, а также составить обобщающий технико-экономический отчет.
А сделать и согласовать это в сжатые сроки будет непросто хотя бы потому, что уполномоченными организациями для реализации проекта определены российский «Газпром», казахстанский «Казмунайгаз» и туркменский госконцерн «Туркменгаз», которые будут реализовывать свою часть проекта в своих странах самостоятельно. Пока условлено, что практическая реализация проекта на основе утвержденных ТЭО и соглашений об основных принципах совместной реализации проекта должна начаться со второго полугодия 2008 года. В этих коммерческих документах компании должны, в частности, зафиксировать условия обязательства по объемам купли-продажи и транспортировке газа на срок не менее 15 лет, а также принципы финансирования проекта.
Стоимость Прикаспийского проекта аналитики оценивают более чем в 1 млрд долларов. Страны-участницы пока не сообщают, каким образом будут распределены доли в компании–операторе строительства. Директор аналитического департамента финансовой корпорации «Открытие» Халиль Шехмаметьев считает, что около 30% придется на долю России, еще 10% – компаниям, которые предоставят финансирование (к примеру, Shell), примерно 30% достанется Туркмении, а 20% – Казахстану. В то же время наблюдатели не исключают, что Россия может выступить главным инвестором проекта, поскольку газопровод ей нужен для монополизации газового рынка в регионе и пресечения попыток направить среднеазиатский газ по альтернативным маршрутам.
Им мог бы стать лоббируемый США и ЕС проект строительства Транскаспийского газопровода из Туркмении в Азербайджан, что может вывести среднеазиатский газ в Европу, минуя Россию. Правда, чтобы его реализовать, необходимо урегулировать статус Каспийского моря и разрешить спор Ашхабада и Баку о принадлежности ряда нефтяных и газовых месторождений. Поэтому большинство наблюдателей сходятся во мнении, что Транскаспийский проект – не более чем пугало для России, которая вынуждена идти на уступки бывшим «братским республикам», чтобы сохранить свое монопольное положение газового транзитера.
Ведь подписание соглашения о строительстве и эксплуатации Прикаспийского газопровода было намечено на начало нынешней осени. России, конечно, непросто одновременно строить Восточно-сибирский нефтепровод, Nord Stream, South Stream и отвлекать крупные человеческие и материальные ресурсы для работ на центральноазиатском направлении.
Но главная причина задержки была вызвана двумя другими причинами. После смерти Сапармурата Ниязова новому туркменскому руководству надо было выбрать направление сырьевой ориентации – на Россию, Запад или Китай. Кроме того, Ашхабад настаивал на увеличении цен на экспортируемый газ.
По мнению директора департамента подготовки стратегических решений НКГ «2К Аудит – Деловые консультации» Марка Маркартура, немаловажную роль в урегулировании данной проблемы, по всей видимости, играла цена на газ, которую готов платить «Газпром». Цена была увеличена до 130 долларов за 1000 куб. м. Аналитик напоминает, что в ноябре Ашхабад посетили российский премьер Виктор Зубков и комиссар ЕС по энергетике Андрис Пибалгс, так что у Туркмении была возможность подумать, поторговаться и принять более выгодный для себя вариант.
Выгодный, заметим, в настоящий момент. Хотя многие и считают, что проект Транскаспийского газопровода остается виртуальным, тем не менее туркменское руководство заявляет, что их газа хватит на оба газопровода. А Казахстан, который обнародовал амбициозные планы войти в течение ближайших пяти лет в пятерку крупнейших экспортеров углеводородов, не стесняется идти на откровенный шантаж. «Если Россия не создаст условий для прокачки нефти, то Казахстан будет транспортировать энергоносители через Каспий по маршруту Актау–Баку–Тбилиси–Джейхан», – заявил Нурсултан Назарбаев по окончании визита в Казахстан президента Турции Абдуллы Гюля.
Положение транспортного монополиста среднеазиатских углеводородов, которое Россия изо всех сил стремится сохранить, на первый взгляд весьма заманчиво. Однако это только на первый взгляд. Война на два фронта – с продавцом и покупателем, которые вполне могут договориться, – заведомо проиграна.