Мелкие под прицелом ( журнал "Эксперт online", 21 декабря 2007 )
Мелкие под прицелом ( журнал "Эксперт online", 21 декабря 2007 )
На рынке ритейла происходит консолидация. Крупные сети скупают средние и мелкие. Сегодня X5 Retail Group объявила о закрытии сделок по приобретению 100% бизнеса и активов сетей магазинов «Корзинка» и «Страна Геркулесия». Эксперты считают, что в скором времени крупные сетевики станут основными доминирующими игроками на рынке.
Екатерина Шохина
Сегодня X5 Retail Group NV, крупнейшая в России продуктовая розничная компания по объемам продаж, объявила о получении одобрения ФАС и закрытии сделок по приобретению 100% бизнеса и активов сетей магазинов «Корзинка» и «Страна Геркулесия».
Как было объявлено ранее, в рамках сделки по приобретению сети магазинов «Корзинка», X5 Retail Group купила 22 действующих магазина в Липецкой области с чистой торговой площадью 20,0 тыс. кв. м. 15 магазинов будут интегрированы в формат дискаунтеров, шесть магазинов – в формат супермаркетов, а липецкий центр семейных покупок «Мы» будет функционировать в формате гипермаркета. Общая площадь приобретенных магазинов сети «Корзинка» – 38,0 тыс. кв. м, из них в собственности – 12,4 тыс. кв. м.
По соглашению о приобретении сети магазинов «Страна Геркулесия» X5 Retail Group купила несколько объектов недвижимости и 29 магазинов формата дискаунтер в Москве, Московской и Тверской областях с чистой торговой площадью 12,9 тыс. кв. м. 26 магазинов являются действующими и три магазина планируются к открытию в I квартале 2008 года. Общая площадь объектов составляет 27,1 тыс. кв. м, из них в собственности – более 11 тыс. кв. м.
За «Корзинку» Х5 заплатила 115 млн долларов, за «Страну Геркулесию» — 65 млн долларов.
Эксперты оценивают эти приобретения как весьма выгодные. «Сделка по покупке „Корзинки” выглядит выгодной для Х5. Исходя из оборота, этот актив мог бы стоить на несколько десятков миллионов дороже. Понятно, что в данном случае покупались не денежные потоки, а недвижимость, но даже при таком раскладе цена выглядит привлекательной для приобретателя. Похожая ситуация и для „Страны Геркулесии”. По сути, Х5 заплатила за сеть рыночную стоимость недвижимости и прав аренды, но как бизнес актив мог бы стоить на 20−30% дороже. За счет покупки „Корзинки” Х5 смогла занять лидирующие позиции в перспективной Липецкой области, а СГ позволила группе увеличить рыночную долю в Подмосковье», – поделился своим мнением с «Экспертом Online» аналитик ИК «Финам» Сергей Фильченков.
С ним согласна и аналитик «Атона» Анна Кочкина. Она называет особенно удачной сделку по покупке «Страны Геркулесии»: X5 увеличивает присутствие в Московской и Тверской областях, где доходы населения растут высокими темпами, а рынок еще не до конца насыщен современными торговыми форматами.
Данные сделки далеко не единственные на рынке ритейла. Совсем недавно часть магазинов «Рамстор» приобретена «Ашаном», о сделках по покупкам, слияниям и поглощениям объявляют многие розничные сети. И в большинстве случаев крупные игроки покупают мелких и средних. Так, например, новосибирский «Холидей» и кемеровская «Кора» закрыли сделку по своему слиянию, в результате которого на сибирском рынке появился продуктовый розничный оператор со 130 магазинами и ожидаемым годовым оборотом-2008 в 1,1 млрд долларов. При этом основным владельцем стал «Холидей». ЗАО «Гулливер» (г. Ульяновск) завершило вторую в этом году сделку по поглощению местных операторов рынка, в октябре приобретены два магазина самообслуживания ЗАО «ТД Ульяновского ОПС», ранее в апреле в состав сети вошли пять магазинов «Квартал» (местного франчайзи ГК «Виктория»). О своем желании продаться заявила компания «Темп»: она продает за 80 млн долларов свою сеть «Находка» в Санкт-Петербурге.
Эксперты отмечают четкую тенденцию консолидации на рынке ритейла. Крупные сети ведут себя весьма агрессивно, скупая все больше мелких розничных игроков. «Рост больших игроков идет и органически, и с помощью приобретений. Мелким игрокам все тяжелее работать на рынке. С одной стороны, они понимают, что крупные сети получают значительно лучшие контракты, имеют большее давление на поставщиков, соответственно, маржа их растет», – отмечает старший аналитик «Тройки Диалог» Виктория Гранкина. Так, рентабельность (Gross margin) Х5 составляет более 25%. С другой стороны, мелкие игроки понимают, что сейчас, на пике рентабельности, они могут продаться весьма дорого. «Со временем мелкие игроки будут менее рентабельны, что снизит их стоимость», – говорит эксперт.
С Гранкиной соглашается и Фильченков. «На рынке продолжаются процессы консолидации – собственники небольших сетей уже несколько лет выходят из бизнеса. Это связано, во-первых, с тем, что на рынке растет конкуренция, а небольшие игроки не имеют возможности аккумулировать достаточно ресурсов для активного маркетинга, а их оборотов не хватает для давления на поставщиков. Во-вторых, розничные активы сейчас стоят дорого, рынок разогревается за счет спроса федеральных сетей, проводящих экспансию, так что есть возможность продать бизнес по высокой цене», – говорит он.
В то же время директор Союза малых сетей России заявлял «Эксперту», что у них еще не все потеряно. «В каком-нибудь небольшом российском городе у производителей нет никаких проблем — там работают естественные связи, поставщики когда-то играли в одном дворе с владельцами локальной сети», — замечает Ирина Канунникова, директор Союза малых сетей России. А федеральные сети имеют стандартную форму работы с поставщиками, с которой местные игроки работать не привыкли. Но, по мнению Гранкиной, в скором будущем это уже не будет иметь значения. «Действительно, в регионах несколько другие правила игры, но все это все до поры до времени», – считает она. Крупные федеральные сети могут предложить поставщикам гораздо более выгодные условия и большой объем закупок.