Mercedes борется за доходность ( газета "РБК daily", 17 января 2008 )
Mercedes борется за доходность ( газета "РБК daily", 17 января 2008 )
Mercedes-Benz построит завод в Восточной Европе
Карстен Херц
Перевод Татьяны Глазковой
«Решение о возможности появления завода в Восточной Европе, который мог бы создать дополнительные производственные мощности для будущего поколения А- и В-класса, мы примем до второго квартала этого года», сообщил директор по производству Mercedes Райнер Шмюкле газете Handelsblatt. Это поможет концерну сократить производственные расходы и увеличить прибыльность.
Ранее автоконцерн сообщал, что вопрос о строительстве предприятия в этом регионе будет конкретно обсуждаться не ранее 2008 года. Сейчас автомобили А- и В-класса ведущей марки немецкого автопроизводителя Daimler AG производятся только на заводе в Раштатте (ФРГ).
Mercedes остался одним из немногих автопроизводителей, не имеющих предприятий в Восточной Европе. Этот регион выгоден компаниям благодаря крупному рынку сбыта, с одной стороны, и невысоким производственным расходам, с другой стороны. Конкурент Mercedes концерн Audi уже давно производит модели Q7 и TT, а также двигатели в Венгрии и Словакии. Строительство завода в Восточной Европе поможет Mercedes-Benz Cars увеличить к 2010 году операционный доход с оборота до 10%. Чтобы достичь такого показателя, концерну нужно увеличить продажи некоторых модельных рядов и сократить производственные расходы. По словам г-на Шмюкле, в первую очередь это касается автомобилей компакт-класса. «Этот показатель для наших моделей А и В класса еще не достиг 10%, здесь нам надо улучшить ситуацию», отметил он.
Цели Mercedes активно комментирует конкурент из Мюнхена. «Мы поставили себе реалистичные цели по уровню доходности и не пытаемся достичь любой ценой 10%, не обращая внимания на курс евро», сказал глава BMW Норберт Райтхофер газете Handelsblatt. Баварцы установили «коридор» для операционной доходности от 8 до 10% к 2012 году. Сейчас этот показатель у BMW не достигает даже 6%. Для увеличения прибыльности новое руководство баварского концерна готово идти на любые меры и даже рассматривает возможность сокращения большого количества рабочих мест на немецких предприятиях.
Mercedes в свое время тоже пришлось пойти на непопулярные у сотрудников меры. В 2005 году «дочка» Daimler объявила об обширной программе реструктуризации, предусматривавшей сокращение 9,7 тыс. рабочих мест и уменьшение расходов более чем на 7 млрд евро. В результате автопроизводителю удалось превзойти поставленную на 2007 год цель, предполагавшую достижение уровня доходности в 7%. «В 2007 году доход с оборота у нас заметно превысил 8%», сообщил г-н Шмюкле. Он считает, что это далеко не предел и у компании «есть еще порох в пороховницах», чтобы увеличить доходность в самое ближайшее время.
Глава производства Mercedes рассчитывает, что концерну поможет переход на модульные системы производства, предполагающие, что каждый модельный ряд будет создаваться не сам по себе, а с использованием общих технических возможностей. Это поможет увеличить экономию расходных материалов. Впервые концерн применит эту систему при производстве автомобилей Е-класса в 2009 году. Переход на такой тип производства будет полностью завершен в середине следующего десятилетия.
Audi также планирует перестроиться на модульную систему, при которой компоненты моделей A4 и А8 будут создаваться на одной производственной базе. Таким образом, глава Audi Руперт Штадлер рассчитывает помериться с конкурентами BMW и Mercedes качеством продукции и доходностью. Эту цель Audi может достичь куда быстрее, чем догнать соперников по объемам продаж автомобилей класса премиум. В 2007 году Audi продал менее 1 млн автомобилей, тогда как объем продаж BMW составил 1,5 млн штук, а Mercedes 1,28 млн. Но концерн из Ингольштадта намерен приложить все усилия для того, чтобы к 2015 году продавать 1,5 млн автомобилей. Конкуренты, впрочем, тоже не остановятся на достигнутом. И BMW, и Mercedes объявили на автосалоне в Детройте, что планируют в этом году поставить новые рекорды по сбыту во всех регионах.