Полоса для разбега ( журнал Эксперт online, 24 января 2008 )
Полоса для разбега ( журнал Эксперт online, 24 января 2008 )
Пермский аэропорт Большое Савино увеличил пассажиропоток по итогам прошлого года в полтора раза. Виновниками торжества стали перевозчики федерального уровня, активно заходящие в регион. Впрочем, оказалось, что зайти в него мало – надо еще здесь удержаться.
Андрей Денисенко
В 2007 году пермский аэропорт Большое Савино (входит в состав ФГУП «Пермские авиалинии», включенного в состав стратегических предприятий) увеличил пассажиропоток на 46% – до 542 тыс. человек. Этот небывалый показатель был достигнут как за счет увеличения числа рейсов перевозчиками (только S7 этой зимой увеличила количество рейсов до 29 в неделю), так и за счет новаторской ценовой политики. При покупке билета заблаговременно стоимость перелета Пермь–Москва–Пермь была сравнима со стоимостью поездки на поезде по этому же маршруту.
Напомним, что предпосылки таких результатов были накоплены в предыдущие годы. Так, в 2004 году краевая власть совместно с Минтрансом завершила один из своих масштабных проектов – реконструкцию взлетно-посадочной полосы аэропорта. Только после этого Большое Савино стало в состоянии принимать тяжелые Boeing, которые сегодня составляют значительную долю в парке большинства авиакомпаний. Результаты реконструкции не заставили себя долго ждать. К Перми – крупному городу, где живет около 900 тыс. человек, быстро проснулся интерес у авиаперевозчиков. Причем интерес не только к пассажироперевозкам, но и к пермским активам. В течение 2004−2006 годов периодически появлялись новости о покупке пермской авиакомпании ФГУП «Пермские авиалинии» (в состав предприятия структурно входит и аэропорт) – сначала «Аэрофлотом», затем «Уральскими авиалиниями» и, наконец, «Сибирью» (ныне S7 Airlines). В итоге «Сибирь» в 2006 году не купила, а взяла в аренду весь парк самолетов «Пермских авиалиний» (вместе с пилотами и бортпроводниками), получив таким образом не только пополнение своего парка, но и новую «перевалочную базу».
Результат не заставил себя ждать. Как отметил на декабрьской пресс-конференции в «Интерфаксе» генеральный представитель центрального регионального филиала S7 Airlines Александр Ларин, «только на самом популярном направлении Пермь–Москва за восемь месяцев прирост общего пассажиропотока составил 42%. Пермский край получил более 4 млн рублей налогов, расширение географии полетов, собственный летный отряд расширился и пересел на современные, в том числе и иностранные суда».
Еще один фактор, повлиявший на общий рост пассажиропотока, – рост объема международных перевозок на 70% за 2007 год. Это произошло за счет не только регулярных рейсов (из Большого Савина летает авиакомпания Lufthansa), но и благодаря чартерам, которые организуют местные туристические компании. Кроме того, в прошлом году на пермской земле попытались закрепиться еще два перевозчика – калининградский KDavia и московский «Атлант-союз» (владелец – правительство Москвы). И хотя им это удалось лишь частично, на рост потока они повлияли.
Примечательна история с «Атлант-союзом». Он довольно быстро сдал свои позиции. Возможно, на это косвенно повлияла история о 15−летнем мальчике, который якобы долетел от Перми до Москвы в крыле самолета этой авиакомпании. Впрочем, и сам аэропорт в отношении этого перевозчика не проявил особого дружелюбия. В августе 2007 года «Атлант-союзу» пришлось перекраивать расписание полетов и проводить обмен нескольких тысяч ранее проданных билетов. Причина – изменение расписания рейсов пермским аэропортом в связи с «невозможностью отправки рейсов „Атлант-союза” в заявленное время».
А 20 декабря этого года из Перми отправился первый рейс первого российского low-cost перевозчика Sky Express. «Мы поднимем пассажиропоток минимум на 50 тыс. человек в год при выполнении одного рейса в день, – сообщил руководитель пресс-службы Sky Express Виталий Коренюгин. – При выполнении двух рейсов (по направлению Москва–Пермь–Москва) поток вырастет минимум на 100 тыс. авиапассажиров». Таким образом, только Sky Express может увеличить пассажиропоток пермского аэропорта в 2008 году почти на 10%.
Что интересно, начало деятельности Sky Express на пермской земле тоже не обошлось без скандала. В роли «летающего мальчика» на этот раз выступил Ространснадзор. В ноябре 2008 года это ведомство провело проверку авиаперевозчика, в ходе которой обнаружило ряд нарушений. После того как было выдано предписание об их устранении, в Ространснадзор поступило анонимное обращение о более существенных недочетах в работе авиакомпании. В результате этого было принято решение о повторной, внеплановой проверке авиаперевозчика, которая и завершилась 20 января. Самое страшное, что грозит Sky Express, – это приостановление действия свидетельства эксплуатанта. То есть – запрет на полеты. В самой авиакомпании говорят, что все слухи об отзыве свидетельства – не что иное, как «черный пиар» со стороны конкурентов. Документ Ространснадзора, попавший в ряд центральных СМИ, по словам представителей авиакомпании, был разослан «в измененном виде с вновь зарегистрированного почтового ящика в одном из интернет-кафе».
Несомненные перспективы дальнейшего роста пассажиропотока заставляют региональную власть искать механизмы его оптимизации. Напомним, в конце 2007 года был проведен конкурс на разработку концепции развития аэропорта Большое Савино. Конкурс выиграл Государственный проектно-конструкторский и научно-исследовательский институт авиационной промышленности (Москва). Институт проведет анализ современного состояния аэровокзального и грузового комплексов аэропорта, их мощностей и соответствия международным рекомендациям. И составит прогноз объемов перевозок пассажиров и грузов до 2025 года.