Чеченская «классика» ( журнал Эксперт online, 25 января 2008 )
Чеченская «классика» ( журнал Эксперт online, 25 января 2008 )
На совещании руководства АвтоВАЗа и делегации минпромэнерго Чечни министерство предложило наладить сборку вазовских моделей на базе завода «Пищемаш» в городе Аргун. Республиканские власти рассчитывают выпустить первый автомобиль чеченского производства уже в мае текущего года.
Денис Квасов
Аргунский завод «Пищемаш» занимает площадь 19 га. В советские времена на нем выпускали разнообразное оборудование для пищевой промышленности, к примеру резервуары и транспортные линии для разлива соков и винно-коньячной продукции, которые поставлялись не только по всей стране, но и за рубеж – на Кубу, в Болгарию, Вьетнам и Чехословакию. Головным предприятием для «Пищемаша» был Харьковский завод им. Малышева, который поставлял комплектующие детали. Однако в начале 90−х годов прошлого века производственные связи оказались разрушены, и завод практически перестал существовать. Нынешнее руководство республики поставило задачу восстановить предприятие – было закуплено несколько новых технологических линий, освоен ряд новых изделий. Сегодня здесь производят водонапорные башни, профилированный настил, отопительные котлы, решетки, ворота и другие металлические изделия.
В конце прошлого года представителям аргунского «Пищемаша» удалось достигнуть соглашения с АвтоВАЗом о сборке у себя российских автомобилей марки «Нива». По словам заместителя директора «Пищемаша» Беслана Садаева, сейчас полным ходом идет подготовка к ввозу запчастей и необходимого оборудования для сборки автомашин. «Это новое для нас направление, – отмечает Садаев. – Мы будем осваивать его постепенно, шаг за шагом, с надеждой на большие перспективы». На заводе предполагается начать сборку легковых автомашин Lada 2107 и «Нива». К 2010−2011 годам компания планирует довести выпуск автомобилей в Чечне до 30 тыс. в год.
На прошедшем совещании президент АвтоВАЗа Борис Алешин отметил, что необходимо согласовать условия поставок сборочных комплектов и технологического оборудования, а также разработать стратегию совместных действий по продвижению бренда Lada на автомобильном рынке Чеченской Республики.
Осторожность вазовского руководства вполне объяснима. С экономической точки зрения организация сборки автомобилей Lada в Чечне малопривлекательна. Расширением выпуска продукции это вряд ли можно считать — АвтоВАЗ может и сам нарастить объемы производства, его ограничивает рыночный спрос и нехватка силовых агрегатов, о чем говорил в бытность генеральным директором завода еще Игорь Есиповский. К тому же сотрудничество в столь низкорентабельном деле, как выпуск «классики», будет означать, что либо ВАЗ будет поставлять комплектующие по себестоимости и ничего на этом не зарабатывать, либо чеченское предприятие будет работать себе в убыток, что вряд ли возможно, поскольку лишает всякого смысла весь проект.
Если же говорить об освоении рынка Чеченской Республики, то вряд ли размещение здесь сборочного производства позволит увеличить продажи автомобилей Lada. Состоятельные чеченцы предпочитают внедорожники иностранного производства, а остальные не смогут купить даже самую дешевую из вазовской линейки «семерку».
Очевидно, причины такого сотрудничества нужно искать не в сфере экономики. Скорее всего, АвтоВАЗ, будучи фактически государственным предприятием, просто используется для создания дополнительных рабочих мест в Чечне. Кстати, глава республики Рамзан Кадыров этого и не скрывает. Подписывая соглашение с представителями Самарской области и АвтоВАЗа, он заявил, что проект позволит трудоустроить около 8 тыс. жителей Чечни. Такая вот «социальная ответственность бизнеса».
Отзывы в интернете о будущих «чеченских Lada» большей частью негативные. Исключив националистическую составляющую и безапелляционные пассажи вроде «все, что в России сделано, — г…», можно согласиться с критиками по сути вопроса. Несмотря на регулярное повышение цен АвтоВАЗом и создание все более дорогостоящих моделей, качество автомобилей из Тольятти оставляет желать лучшего. Представив себе ту же самую машину, собранную в не совсем понятных технологических условиях, бог весть на каком оборудовании, людьми, которые раньше производили оборудование для пищевой промышленности, невольно задумываешься о своей безопасности. С точки зрения имиджа проект уже сейчас обречен на провал. Вряд ли кто-то из потенциальных покупателей вазовской продукции захочет приобрести машину чеченской сборки. Решение же о размещении производства на заводе «Пищемаш» вызывает судорожную усмешку.