Конкурс на вылет за рубеж ( газета РБК daily, 7 февраля 2008 )
Конкурс на вылет за рубеж ( газета РБК daily, 7 февраля 2008 )
Росавиация распределит международные рейсы на конкурсной основе
Сергей Колобков
Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) подготовило новый порядок доступа авиакомпаний к международным перевозкам. Как рассказал журналистам его руководитель Евгений Бачурин, агентство разработало механизм отбора на конкурсной основе компаний, которые заявляют о своем желании осуществлять перевозки по определенному маршруту. Также в проекте документа, который был отдан на согласование в Минюст, разработан механизм отбора ранее выданных разрешений на маршруты, которые компаниями не используются.
В настоящее время международные перевозки регулируются государственными межправительственными соглашениями. Многие авиакомпании имеют исторические слоты, которые им достались давно, и уже ими не используются. Сами лицензии выдавались лицензионной комиссией при Росавиации. Они определяют равное количество перевозчиков от каждой страны, осуществляющих полеты друг к другу. Теперь агентство разработало механизм отбора на конкурсной основе компаний, которые уже сами заявляют о желании осуществлять перевозки за рубеж.
Если частотность авиакомпаниями не соблюдается, Росавиация получает возможность отозвать право полетов в конкретную страну. Также регулятор может отозвать лицензию, если авиакомпания выполнила более 10% от общего количества рейсов с задержками более двух часов в течение двух последовательных сезонов расписания или отменила более 10% рейсов относительно согласованного расписания.
Кроме того, как поясняют в Росавиации, теперь и пассажир может влиять на процесс отзыва лицензии у перевозчика. Например, если он несвоевременно или недостоверно информировал пассажиров о задержках и их причинах, а также если авиакомпания накопила большое количество жалоб и претензий от пассажиров.
Действующие межправительственные соглашения не реформируются, и новый механизм будет применяться при открытии новых частот либо освобождении старых при их неиспользовании перевозчиками. «На сегодняшний день документ находится в Минюсте. Таким образом, это еще один шаг на пути к «открытому небу», — отмечает Евгений Бачурин.
Как поясняют в Росавиации, для того чтобы авиакомпания могла претендовать на маршрут, ей надо обладать следующими качествами: наличие права на выполнение международных перевозок, максимальное использование ранее предоставленных прав при выполнении международных перевозок пассажиров и (или) грузов, отсутствие в течение двух последовательных сезонов расписания замечаний, касающихся безопасности полетов, а также отсутствие в течение двух последовательных сезонов замечаний авиационных властей иностранных государств, касающихся безопасности полетов.
Перевозчики еще не ознакомлены с окончательным вариантом решения Росавиации. «В авиакомпанию оно еще не поступало», — заявила РБК daily Ирина Данненберг, пресс-секретарь «Аэрофлота». «AiRUnion принимала участие в разработке данного документа, но было ли учтено наше мнение в его итоговом варианте, нам неизвестно», — сообщила РБК daily пресс-секретарь AiRUnion Юлия Багрышева. Впрочем, по мнению гендиректора «Атлант-Союза» Евгения Филатова, либерализация доступа перевозчиков на международный рынок выгодна и перевозчикам, и пассажирам.
«Теперь кто будет летать, тот и получит лицензию. Те же компании, которые не используют маршруты, а имеют только блоки мест по код-шерринговым соглашениям, у своих партнеров лишатся такой возможности зарабатывать деньги, не осуществляя перевозку», — говорит руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.